Закон о Государственном гербе РФ | История герба | Святой Георгий

 

 

 

 

 

 

На главную

ГЕРБ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года

Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года


Настоящим Федеральным конституционным законом
устанавливается Государственный герб Российской Федерации,
его описание и порядок официального использования

Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.
Статья 2. Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры — двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.
Статья 3. Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:
федеральных конституционных законов и федеральных законов;
указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
решений Конституционного Суда Российской Федерации;
решений Верховного Суда Российской Федерации;
решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Президента Российской Федерации;
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительства Российской Федерации;
Конституционного Суда Российской Федерации;
Верховного Суда Российской Федерации;
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:
Администрации Президента Российской Федерации;
полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
федеральных органов исполнительной власти;
Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
Счетной палаты Российской Федерации;
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Центрального банка Российской Федерации.
Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:
Межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации;
органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации;
федеральных судов;
органов прокуратуры Российской Федерации;
дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Статья 4. Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.
Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.
Статья 5. Государственный герб Российской Федерации помещается:
на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации;
на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;
в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов;
в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях.
Статья 6. Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Статья 7. Государственный герб Российской Федерации помещается на:
штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
боевых знаменах воинских частей;
знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;
военных кораблях 1 и 2 ранга — в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:
денежных знаках;
государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;
знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.
Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков — эмблем федеральных органов исполнительной власти.
Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Статья 8. Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Статья 9. При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) — левее центра.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).
Статья 10. Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль
25 декабря 2000 года
№ 2-ФКЗ

 

История герба

Слово «герб» пришло в русский язык в ХVI - XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe , что означает «наследство». Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам.

Где помещались гербы? На доспехах, одежде, мебели, посуде, ларцах, каретах, печатях, монетах, бумажных деньгах на архитектурных сооружениях в виде художественной лепки, на витражах, где их красочность была особенно ощутимой, на фресковой росписи потолков и стен дворцов. Гербами отмечались книги, портреты.

Герб помогает в определении экономических, культурных, родственных связей, династических браков. Он позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.

Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определенному сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца (например, герб на печати). Поэтому он, как правило, официально утверждается высшей властью.

Герб может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени. Так, изображение двуглавого орла в качестве государственного символа России ведет свой отсчет с конца ХV в. С этого времени и началась история российского государственного герба.

Гербы принадлежат государствам, городам, отдельным территориям, группам людей, родам. Составляются они по особым правилам и в соответствии с определенной традицией. Здесь всё имеет значение - и соотношение элементов герба, и их цвет.

Обязательной частью герба является гербовая эмблема, появление которой относится к глубокой древности, к странам античного мира и первоначально олицетворяло отвлечённые понятия, например: сова - мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины - сова, Коринф - пегас, Мирмекий - муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах.

   

ЗНАКИ И ЭМБЛЕМЫ РУСИ.

В Древней Руси не было гербов в традиционном смысле этого слова, но существовали свои знаки и эмблемы. Древнейшими среди них были так называемые знаки Рюриковичей - знаки русских князей, которые передавались по наследству.

«Нет, пожалуй, в истории Руси раннего средневековья более запутанной темы, чем эта. Странные, загадочные знаки, которые обнаруживали на древнейших русских монетах, на разнообразных предметах быта считали родовыми знаками русских князей, восходивших к Рюрику. Они ставились на княжеских монетах, на печатях, скреплявших государственные документы, на перстнях, которыми запечатывали восковые печати. Отлитые из бронзы, носились на груди княжескими тиунами на поясах дружинников, сопровождавших своего князя, на оружии, на слитках серебра, принадлежавших князю, на княжеских товарах, отправлявшихся за границу. Княжескими знаками метили свои орудия производства ремесленники-холопы, работавшие на княжеском дворе, - гончары, кирпичники, златокузнецы. Княжескими знаками был помечен весь живой и мертвый и инвентарь княжеского хозяйства - кони, бортные урожаи, земля.

Обратимся же к «знакам Рюриковичей» на Руси. Впервые встречается такой знак на печати Святослава Игоревича, храброго воителя, освободившего Русь от хазарской зависимости и сложившего голову на обратном пути из похода в Болгарию. Его печать, найденная при раскопках древнейшей Десятинной церкви в Киеве, имела изображение грубого двузубца, направленного высоко вверх, с коротким отрогом книзу. В круговой надписи - удлиненный крест, заставляющий предполагать какую-то связь язычника (по летописям) Святослава с христианством. Печатей его сына - знаменитого Владимира Красное Солнышко, Владимира Святого - пока не найдено.

Но на его монетах с надписями-декларациями «Владимир на столе», «Владимир, а се его злато», «Владимир на столе, а се его злато» помещался и «знак Рюриковичей» то на лицевой, то на оборотной стороне, который сменил изображение Иисуса Христа. Русские монеты, созданные по образцу византийских золотых монет (солидов, номисм) и имевшие некоторое сходство со скандинавскими: облик усатого, как норвежские и немецкие короли, князя должны были закрепить принадлежность Руси к христианскому миру - ведь они появились после крещения Владимира и его женитьбы на византийской принцессе Анне.

При истолковании знака исследователи обратили внимание на сходство его с лигатурой (соединением) двух букв греческого алфавита: первой - альфы и последней - омеги. В христианской философии их сочетание имеет мистическое значение. В Откровении Иоанна Богослова устами Христа провозглашено: «Аз есмь Альфа и Омега… начало и конец». Таким образом, «родовой знак Рюриковичей» представляет собой обычный символ христианства, такой же, как крест, но менее распространенный, хотя обоснованием его занимались многие христианские теологи и писатели II - III вв. (Клемент Александрийский, Тертуллиан, Амброзий).

Соединение альфы и омеги - символ крещения. Слова Иоанна Богослова, приведённые выше, непосредственно касаются обряда крещения. Поэтому все новообращённые в христианство, будь то государи любого ранга или подданные, ремесленники или иконописцы, стремились удостоверить свою принадлежность к христовой пастве этой монограммой. Знак ставили не только на иконах и фресках, изображавших Христа, обычно у его ног или на нимбе справа и слева от головы, но и на различных памятниках прикладного искусства. Если посмотреть, кому из государей принадлежали монеты с такой монограммой, то выяснится, что все государи, имевшие их, были в числе первых, кто принимал крещение в той или иной стране.

Принятие христианства дало новое идеологическое обоснование княжеской власти, и Владимир поспешил им воспользоваться. То же сделал и Святополк Окаянный (княжил в 1015 - 1016, 1018 годах). На его монограмме левый зубец заменен крестом, над двузубцем ещё один крест. Таким образом, здесь упорно «нагнетаются» детали, связанные с христианским культом, что должно было доказать приверженность Святополка христианству. Третьим, кто чеканил монеты с монограммой Христа, был Ярослав Владимирович. На их лицевой стороне - Св. Георгий с непокрытой головой, копьём и щитом, с надписью «Святой Георгий» (по-гречески), четырьмя крестиками во внешнем круге, а на оборотной - монограмма в двух кругах, где написано «Ярославле серебро» и «амин».

На монетах Ярослава Мудрого (1014 - 1015) представлена архаическая форма альфы, которая находится внизу, а геометрически прямоугольная омега - наверху знака. Кружок наверху среднего ствола омеги олицетворяет самого Христа, по два кружка на боковых стволах омеги - евангелистов, три кружка на горизонтальной основе омеги - трех апостолов, свидетелей Преображения Господня на горе Фаворской.

Наряду с представительскими функциями монеты выполняли и своё прямое предназначение - поступали в денежное обращение. Эти монеты распространялись как вестники нового христианского государства в Восточной Европе, свидетельствуя, что семья христианских государей пополнилась русскими.

Последние, однако, недолго сохраняли христограмму не только на монетах, но и на печатях (таких было только две). Христограммы нет даже на древнейшей печати Ярослава Владимировича. На лицевой стороне изображён Св. Георгий с копьём, помещена греческая надпись, а на обороте - сам князь в шлеме. Русская надпись гласит: «Яр(о)сла(в) к/ня(зь) р у с/ск(ий)».

На лицевой стороне другой печати с рассматриваемой лигатурой христограмма изображена в окружении надписи по-гречески: «Господи, помози рабу своему Димитрию», на оборотной - стоящий во весь рост Св. Димитрий Солунский. Омега получила на среднем зубце вогнутую чашу, над которой между началом и концом надписи стоит крест; боковые стороны омеги имеют отроги внутрь буквы. Альфа, как всегда находящаяся на русских монетах и печатях внизу, превратилась также в вогнутую чашу. Печать принадлежала Изяславу Ярославичу, крестильное имя которого было Димитрий печать ко времени возможного новгородского княжения Изяслава в 1052 - 1054 гг.

Ещё раньше была создана печать Изяслава Владимировича (ум. в 1001 году). На обеих её сторонах находилась христограмма, прекрасно видимая на лицевой стороне в окружении букв «Изас(лав)ос» и почти не сохранившаяся на обороте. Христограмма на левом от зрителя зубце дополнена кружком - символом Христа, на центральном, несколько сдвинутом влево, - крестом; альфа представлена как бы лежащей внутри омеги.

Место христограммы - абстрактного символа Христа - прочно и уверенно занял святой покровитель князя, носящий с ним одно имя. Показательна эволюция печатей Изяслава Ярославича. На лицевой стороне - розетка (еще один символ христианства), а на обороте - либо поясное, либо в полный рост изображение Димитрия Солунского, да ещё в короне с царскими регалиями или с копьем и щитом. Позднее на княжеских печатях стали изображать святых покровителей самого князя и его отца.

 

Львы и всадники на символах

На Руси, как и в других странах Европы, в качестве символов часто использовали образы животного мира. Особенно популярны были львы; они олицетворяли и силу, и добродетель, и справедливость. В средневековых толкованиях на Евангелие лев отождествлялся с Христом.

Образ льва как олицетворения «властной силы» и в XII - XIII, и в XV - XVI столетиях соответствовал основным тенденциям развития государственности.

Эмблема Великого княжества Владимирского дожила в составе государственного герба до крушения Российской империи. Лев стал и эмблемой города Владимира.

Еще более триумфальной оказалась судьба другой эмблемы, появившейся в эпоху раздробленности, - всадника. Как и лев, эта эмблема была очень распространена по всей Европе. «Конь, - писал геральдист XVIII века, - есть знак войны, сражения, победы, храбрости, мужественного воина, полководца или власти над войском». Начиная с XI века во всей Европе на печатях широко распространяется изображение всадника.

Новая мода в оформлении печатей достигла и Руси. На смену печатям с образами святых, на которых святых обычно изображали пешими, пришли «конные печати». Покровительствующие святые на печатях Мстислава Мстиславича Удатного (Удалого), Всеволода Юрьевича и Александра Ярославича (в XV в. прозванного Храбрым, с конца XV в. - Невским) становятся всадниками. Однако, в отличие от западноевропейской традиции, на русской печати помещался не «портрет» князя, а «портрет» покровительствующего ему святого.

Первым стал применять такие печати Мстислав Мстиславич Удатный, торопецкий, новгородский (1210 - 1215, 1216 -1218) и галицкий князь. Печати времени его княжения в Новгороде имеют изображение св. Фёдора с копьём в правой и щитом в левой руке - пешего на оборотной стороне и конного - на лицевой. В разных вариантах у всадника на копьё то флажок и шестиконечный крест, то стяг на длинном древке, то развевающийся плащ или крыло.

 Однажды возникнув на русской почве, этот иконографический тип получил дальнейшее распространение. Всеволод Юрьевич, княживший в Новгороде в 1222 и 1224 годах, был внуком Всеволода III Большое Гнездо. Сохранились две его печати, у обеих на лицевой стороне изображён Дмитрий Солунский в полный рост, вынимающий меч из ножен, а на оборотной стороне - св. Георгий, на одной печати пеший, а на другой - конный. Воинственная поза святого покровителя князя вполне соответствовала обстановке его княжения. Особенно обострились отношения князя с новгородцами, когда его отец Юрий Всеволодович активно вмешался во внутреннюю жизнь города.

Еще более воинственный вид имеют всадники на печатях Александра Невского. Здесь всадник уже не вынимает меч, но поднимает его правой рукой высоко над головой.

Александру Невскому приписывают две серии печатей: первая, традиционная, где представлены стоящие фронтально его патрон и патрон отца - Ярослава Всеволодовича, и вторая, новая, на лицевой и на оборотной стороне которой изображён св. Федор Стратилат на коне в сцене «чуда о змии». Печати Александра Невского - первые, где появляется мотив борьбы со злом, которое, согласно Апокалипсису, и воплощал собой змей.

Среди печатей Александра Невского наибольший интерес представляет вторая серия. В ней пять разновидностей. Печать одной разновидности, с изображением коронованного всадника, по тонкости, четкости и детальности резьбы резко отличается от всех остальных и, несомненно, послужила образцом для них. В этом всаднике русские историки увидели «условное, символическое изображение самого князя». В русской сфрагистике это первый случай «портретной» печати.

Это печать человека, который стал родоначальником династии московских князей, человека, на которого они равнялись. Александр Невский - идеал московских князей, которым суждено было выступить объединителями Северо-Восточной Руси и вместе с тем угнетателями собственного народа. Герб московских князей восходит к изображению на печати Александра Невского.

Если Александр Ярославович на своих печатях идею суверенитета мог выразить достаточно откровенно, то его сыновья не располагали возможностями, какие были у отца. Дмитрий Александрович (1276 -1281, 1283 -1294) вынужден был пойти на уступки новгородцам. На его печатях преобладает сочетание святого всадника с Вседержителем, покровителем Новгорода.

На печатях другого сына Александра Невского - Андрея Александровича (1281-1283, 1294 -1304) в результате компромисса с новгородцами на одной серии печатей оказались изображения конного сокольника и Вседержителя, а на другой, которая сменила первую, - св. Андрея, покровителя князя, и конного сокольника.

Эта тенденция использования княжеско-городских печатей вполне соответствует общеевропейской традиции. Городские гербы формировались, как правило, довольно поздно, а города принимали гербы своих сюзеренов.

 

ПОЯВЛЕНИЕ ДВУГЛАВОГО ОРЛА

Время правления московского князя Ивана III было эпохой образования единого Российского государства. Исчезали независимые княжества, соперничавшие когда-то с Москвой. Иван III именовался государем всея Руси. Единая держава требовала и единых символов.

Государственными эмблемами России стали двуглавый орёл и всадник, поражающий копьем змия.

В Российском государственном архиве древних актов в Москве хранится грамота Ивана III. К жалованной грамоте Ивана III - меновной и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 года его племянникам Федору и Ивану Борисовичам Волоцким, - среди других была привешена печать великого князя. На лицевой её стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «ИОАНЪ Б(о)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКЫЙ КН(я)ЗЬ», а на обороте - двуглавый дважды коронованный орёл с распростертыми крыльями и продолжение титула: «ВЕЛИКЫ КН(я)ЗЬ ВЛАД(имирский), И МОСК(овский), Ии НОВ(городский), И ПСК(овский), И ТВЕ(рской). И УГО(рский), И ВЯТ(ский), И ПЕР(мский), И БОЛ(гарский)».

Вот эта печать, где впервые появился государственный герб, стала темой для размышлений, источником многочисленных гипотез ученых и историков. В ней интересно всё: изображения, их сочетание, титул. И все загадочно: время возникновения, причины принятия, политическое и общественное значение в эпоху средневековья, значимость в наши дни.

Титул. В нем три части. Первая, иногда называемая «богословие», указывает источник власти князя. Вторая - субъективная - характеризует объём и сущность власти носителя титула, его ранг среди других монархов. Третья - объективная, или территориальная, содержит перечисление тех земель, на которые распространяется власть государя. Последние два слова объектной части титула Ивана III на печати 1497 года – «великий князь».

Титул великих князей потомки Юрия Долгорукого и Александра Невского носили с начала ХIV века. Однако в титуле 1497 года есть ещё одно определение характера власти Ивана III – «господарь» (государь).

Этот термин в титуле московского князя окончательно утвердился во время падения Великого Новгорода - в 1478 году или после присоединения Твери в 1485 году. Дело в том, что государем новгородцы именовали не только великого князя; ещё раньше «господарем» называли каждого холоповладельца.

Процесс объединения государства и централизации власти в руках государя сопровождался понижением статуса бывших самостоятельных князей. «Холопы государевы» - вот новое положение недавно ещё независимых князей. Признание новгородцами Ивана III «государем» должно было повлечь и действительно повлекло за собой низведение жителей Господина Великого Новгорода до уровня его «холопов», а самый город лишило гордого наименования «господин».

Возникновение новой иерархии - переход огромного числа прежде независимых князей на положение великокняжеских слуг и служебных князей - эта наиболее характерная черта конца XV - начала XVI века.

Титул главы государства всея Руси воспринимали как титул короля. Так, в Великом княжестве Литовском - основном внешнеполитическом сопернике Руси - крайне болезненно реагировали на рост престижа великого князя московского, в особенности после того, как он стал государем, да ещё не просто государем, но и государем всея Руси.

Таким образом, титул Ивана III на печати 1497 года - это титул притязания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси.

В объектную часть титула были включены географические определения тех земель, которые уже действительно находились в составе государства, и тех, которые временно оставались за её пределами. На первом месте в этой части титула находится определение «владимирский».

Мы ведь помним, что именно город Владимир считался столицей княжества Владимирского и Московского и что только с 1432 года обряд поставления великих князей стал происходить в Москве. Более важным становилось другое определение - "московский". Именно оно и послужило причиной того, что большинство западных соседей Руси стало называть это княжество Московским или попросту Московией.

Наконец, стоит обратиться к словам «Божиею милостию», также включенным в титул Ивана III на печати 1497 года.

В конце 80-годов XV века слова «Божиею милостию» впервые прозвучали как обоснование великокняжеской власти. Божья милость - как источник этой власти. Сама же идея о божественном происхождении власти русского государя, по мнению ряда учёных, пришла с Запада и была призвана продемонстрировать, что ранг великого князя равен рангу других европейских государей.

В конце же XV века слова «Божиею милостию» приобрели особое звучание в связи с тем, что на следующий год после скрепления новой печатью отводной грамоты волоцким князьям 1497 года состоялось первое известное по письменным источникам церковное венчание на великое княжение. 4 февраля 1498 года Иван III венчал в Успенском соборе Московского Кремля своего внука Дмитрия Ивановича. Русская же церемония венчания ориентировалась не на обряд коронования императора, но на обряд коронования его сына-наследника.

Титул Ивана III закрепил объединение русских земель и расширение Московского государства.

Эмблемы печати - всадник и орёл - стали восприниматься как официальные символы Российского государства. Поэтому в 2007 году будет отмечаться 510-летие государственного герба России.

Двуглавый орёл - один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI века до н.э., барельефам IV - III веков до н.э. в Каппадокии (Центральной Турции).

Со времени крестовых походов двуглавый орёл распространяется и по Европе, причем используется первоначально на печатях территориальных княжеств и имперских городов.

Этот образ рано проник в прикладное искусство Руси. Так, на декоративной плитке XII - XIII веков из Василева (Северная Буковина на Днестре) видим двуглавого орла с распростертыми крыльями. Изображён двуглавый орёл на тверских монетах начала XV века.

В Тверском княжестве, энергично и быстро усваивавшем и европейские, и византийские традиции, рано создавшем собственные историко-государственные легенды, двуглавый орёл проник на печати Михаила Борисовича, княжившего в 1461-1486 годах. На лицевой стороне был изображён двуглавый орёл, на обороте расположена строчная надпись «ПЧТ //КНЗА В// ЛКОГ М//…ХА I ЛА». На его монетах впервые возникло сочетание изображений всадника и птицы, правда, ещё одноглавой, в профиль и «летящей вправо», т. е. уже хорошо знакомого одноглавого орла.

Однако двуглавый орёл в момент своего проникновения на Русь в качестве государственной эмблемы не занял того места, какое он получил позднее. На печати 1497 года орёл помещен лишь на оборотной её стороне. А на лицевой стороне располагался всадник - эмблема московских князей, правда, в несколько иной позе, чем раньше. Поза всадника чрезвычайно выразительна. В высоко поднятой правой руке, которая разрывает нижний обод надписи, он держит копьё (на печатях XIII века, в том числе и Александра Невского, всадник был вооружен мечом) и им поражает дракона, извивающегося под ногами у коня. Эта поза воспроизводилась на печатях русских государей вплоть до начала XVII века. Во время денежной реформы 1535-1538 годов она стала использоваться и на деньгах: «Князь велики на коне, а имея копьё в руце, и оттоле прозвашеся денги копейные».

Если на печатях 1497 года двуглавый орёл занимает, можно сказать, второстепенное положение, то на медных деньгах - пулах господствует безраздельно или почти безраздельно. Пула Москвы, Твери, Новгорода и Пскова конца XV века, когда началось целенаправленное созидание общерусской денежной системы, представляют именно двуглавого орла. На всех этих пулах он в позе, ставшей геральдической классикой, - фронтально к зрителю с распростертыми крыльями и коронами на головах.

Итак, триумфальное шествие двуглавого орла по Руси и России датируется концом XV века.

Основная масса новых печатей приходится на время после царского венчания Ивана IV в 1547 году.

Особое внимание начали уделять и внешним формам царского облика на монетах, находившихся в обращении у самых широких масс. Любой мог держать в руках новые копейки, на которых вместо изображения всадника в трехчастном венце появилось изображение всадника в пятизубчатой короне. Ясно было, что царь заботится о своем престиже внутри страны. Успехам в том же направлении на международной арене служила и реформа печатей в 60-е годы.

«Того же году февраля в 3 день царь и великий князь печать старую меншую, что была при отце его великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую складную: орёл двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орёл же двоеглавной, а середи его инърог». Золотая печать такого же, как и печать Василия III , диаметра - 7 см и толщиной почти в 1 см скрепляла договор Ивана IV с Данией от 7 августа 1562 года. Она была привешена на золотых нитях, узел на которых был украшен жемчугом.

В чем же смысл реформы? Царь отказался от мысли о равнозначности эмблемы, символизировавшей его в качестве «государя», т.е. двуглавого орла, и эмблемы, символизировавшей Московское княжение, т.е. всадника. Главной была признана первая из них, второй отводилась подчиненная роль. Мало того, что отныне всадник располагался лишь в грудном щитке орла, на аналогичном месте оборотной стороны печати возник другой символ, почти незнакомый до того русской геральдике, - единорог. Печать же должна была показать равнозначность этому новому символу старого московского всадника – «ездеца».

Понять смысл реформы может помочь новый знак на печати Грозного - знак единорога. Очень важно знать, как понимали в христианской мифологии этого фантастического зверя, когда и как проникли на Русь легенды и предания о нем, когда к символике единорога прибег царь Иван IV и как он трактовал данный символ?

Рог этого животного, похожего на лошадь, уже в доисторическое время служил символом силы. Это впоследствии отразилось в обычае «древних славных мужей носить на главе роги или похожие на них высокие шапки», подобные тем, что изобразил Микеланджело на своем Моисее. В античности и при раннем христианстве единорог - символ силы, чистоты и целомудрия, а в Евангелии от Луки он непосредственно связывается с обращением в христианство («Бог… воздвиже рог спасения нашего»).

Описание единорога стало в средневековье источником геральдики и эмблематики. В геральдике единорог употреблялся для обозначения храбрости, целомудрия и благочестия.

Для Грозного образ единорога имел весьма своеобразный смысл: этот символ утверждал его как носителя истинного православия, как представителя законной царской власти, был для него воплощением силы и непобедимости. С его помощью Иван IV настойчиво проводил мысль о своем высоком положении - не только государя всея Руси (его символ в этом качестве был двуглавый орёл), но и царя.

На протяжении семи лет опричнины единорог был представлен в царской сфрагистике самыми разными способами - и самостоятельно на оборотной стороне печати с двуглавым орлом на лицевой стороне (1562 и 1566 годов), и как композиция в грудном щитке двуглавого орла, и в комбинации с тем же орлом и всадником в щитке (1561 - 1562 годов) или отдельно (1566 году)

Внутри же страны в конце правления Грозного использовалась печать, восходившая ещё ко временам Ивана III - с ездецом на лицевой стороне и двуглавым орлом на обороте. В титуле отсутствует слово «царь».

Только в сфере внешних сношений употреблялась последняя из печатей Ивана Грозного, которую принято называть большой государственной. Известны пять экземпляров её красновосковых, по византийскому образцу, оттисков - на верительных послам и грамотах царя 1578 и 1583 годов датскому и шведскому королям. Диаметр оттисков - 11, 7 см. Таким образом, эта печать, действительно, самая большая из всех печатей Грозного, дошедших до нашего времени. Она наиболее богата и по содержанию.

Это двусторонняя печать, на лицевой стороне которой в «среднике» изображён двуглавый орёл с всадником на грудном щитке, а на оборотной, тоже в «среднике», - орёл с единорогом. Кроме центральных эмблем, на печати помещены квазимедальоны с региональными гербами и надписями вокруг них.

Земельные эмблемы расположены по кругу по часовой стрелке в такой последовательности: «Печать царства Казаньского, печать псковьская, печать Великого княжества Тверского, печать пермьская, печать болгарская, печать черниговская, печать Новагорода Низовския земли, печать вятцкая, печать югорская, печать Великого княжества Смоленского, печать царства Остороханскаго, печать наместника Великого Новагорода»; на оборотной стороне: «печать полотцкая, печать ярославская, печать удорская, печать кондинская, печать арфибископа рижьского, печать города Кеси, печать маистра Лифлянския земли, печать сибирская, печать обдорская, печать белоозерская, печать ростовьская, печать рязанская».

Если читать надписи земельных эмблем слева направо и вниз, то видно, что региональные эмблемы почти соответствуют титулу царя Ивана IV в том виде, в каком он сложился к 1577 году и как он дан в двух круговых надписях на самой печати (возле «средника» и возле внешнего края): «Б(о)га в Тр(ои)цы славима(го) м(и)л(ос)тию великии г(осу)д(а)рь ц(а)рь и великии кня(зь) Иванъ Васильеви(ч) всея Русии и владимирскии, московскии, ноугородскии, ц(а)рь казанскии, ц(а)рь астороханскии, г(осу)дарь псковскии и великии князь смоленскии, тверскии, югорскии, пермскии, вятйкии, болгарскии и иных, г)(осу)дарь и великии князь Новагорода Низовския земли, черниговски,(и), рязаньскии, полотъцкии, ростовскии, ярославскии, белоозерскии и господарь отчинны(и) облаадатель земли Лифлянския немецкого чину, удорскии, обдорскии, кондинскии и всея Сибирския земли и всея Северныя страны повелитель и иных многих земель и государь и обладетель».

Своим небесным покровителем Пётр I считал св. Андрея наряду со св. Петром и Павлом. В честь двух последних он называл корабли, церкви, крепости.

Пётр прибег к эмблеме апостола Андрея Первозванного, которую с конца ХVII века помещал на своей печати. В гербовом щитке под короной располагался орёл, а вокруг щитка была изображена цепь ордена Андрея Первозванного с косым Андреевским крестом.

Орден св. Андрея Первозванного был учрежден Петром I во второй половине 90-х годов ХVII века. На тех походных печатях Петра I косой Андреевский крест вытеснил всадника с груди орла. «Кавалерия святого апостола Андрея» окружает и центральное изображение «герба» с тремя коронами и гербами российских городов на печати 1712 года. Знаки этого ордена постепенно входили в состав государственного герба. На золотых 2-рублевых монетах 1718 - 1728 годов знак Андрея Первозванного заменил московский герб на грудном щитке орла. На серебряных монетах с 1729 года и на медных с 1755 года цепь ордена Андрея стала постоянной частью герба. Двуглавый орёл с длинным хвостом, увенчанный тремя коронами, окруженный цепью, был снабжен скипетром и державой.

По принятии Петром императорского титула последовал сенатский указ от 6 декабря 1721 года о том, чтобы нынешний титул вырезать на стали. На следующий год А. Д. Меншиков по приказу канцлера Г.И. Головкина распорядился изготовить «государственную печать и в круге оной вырезать новый его императорского величества титул, а между гербом и титулом вырезать провинциальные гербы».

Общие представления о государственном гербе изложил сам Пётр в специальной записке, датированной геральдистом П.И. Белавенцом 1712-1718 годами и им же опубликованной.

Пётр касался в записке и истории герба: «Сей герб (зачеркнуто). Сие имеет начало своё оттуда, когда Владимир, монарх расиски, свою империю разделил 12 сынам своим, из которых владимирския князи возимели себе сей герб св. Егория, но потом ц(арь) Иван Вас(ильевич), когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, тогда  орла за герб империи Росискои принял, а княжеский герб в груди оного поставих».

В этой краткой записке обращают на себя внимание два утверждения Петра - о существовании империи с самого начала русской государственности и противоречащее этому, но совершенно правильное противопоставление «княжеского» герба «имперскому». Вероятно, именно в связи с пониманием всадника как «княжеского» герба он стал реже употребляться на монетах. Однако, на государственной печати он остался. Вот как выглядела она по описанию её создателя графа Франциска Санти от сентября 1722 года: «Поле золотое или желтое, на котором изображён императорский орёл песочный, т.е. чёрной, двоеглавой… На орловых грудях изображён герб вел(икого) кн(яжества) Московского, который окружен гривною или чепью Св. Андрея. И есть сей герб таков… поле красное, на котором изображён Святой Георгий с золотою короною, обращён он налево, он… одет, вооружён и сидит на коне, который убран своею збруею с седловой приправою с покрышкою и подтянут, с подпругами… оный Георгий держит своё копьё в пасти или во рту змия чёрного». Это описание соответствовало печатям, изготовленным в 1710 году гравером Готфридом Гауптманом и в 1712 году Беккером, сменившим печать начала Х VIII века.

Двуглавый орёл со щитом, на котором изображён всадник, поражающий змея, с XVII века до 1917 года - Российский герб. Менялись лишь отдельные детали: появлялись скипетр, держава и короны (знаки императорской власти), а также цепь ордена Андрея Первозванного и гербы присоединенных к России земель. В XVIII веке были установлены цвета герба - чёрный орёл на желтом поле, всадник на красном поле.

При Екатерине I в соответствии с сенатским указом 1726 года следовало изготовить «печать… золотую, на которой вырезать орёл чёрный с распростертыми крыльями в жёлтом поле, в нем ездца в красном поле. А вкруг той печати надписание: «Божиею милостию Екатерина, императрица и самодержица всероссийская»». Представления о коронах и всаднике уточнены в записке Военной коллегии 1729 года. Средняя корона - это большая императорская, а всадник – «Георгий на коне белом, побеждающий змия». Наконец, 25 февраля 1730 года в соответствии с этим и был утвержден рисунок герба: «Двоеглавой орёл чёрной, на главах короны, а наверху в середине большая императорская корона - золотые; в середине того орла Георгий на коне - белые, побеждающие змея, епанча и копьё жёлтые, венец жёлтой же, змий черной».

В последующее время никаких особенных новшеств в герб не вносилось вплоть до правления Павла I . Таким образом, в 1712 - 1718 годах утвердилось понимание всадника как св. Георгия. Если ещё в 1667 году всадник считался изображением наследника, то, начиная с первой четверти Х VIII века, его стали понимать как образ св. Георгия».

(Хорошкевич, А. Л. Герб / А. Л. Хорошкевич // Герб и флаг России. Х-ХХ века. - М. : Юрид. лит., 1997. - С. 29 - 320.)

«В самом начале ХIХ в. государственный герб Российской империи чуть было не подвергся очень существенным изменениям. Изменить его задумал император Павел I .

Императорский указ о его создании появился в январе 1797 года. С этим можно согласиться - в XIX в. созданы многие тысячи дворянских гербов.

Павел задумал и осуществил, правда, только на бумаге, создание нового, более помпезного государственного герба. В 1800 году он повелел изготовить манифест о «Полном государственном гербе Всероссийской империи». Этот манифест в связи со смертью Павла опубликован не был, однако оригинал хранился в зале присутствия Департамента герольдии Сената, помещенный в особый, деревянный с богатыми бронзовыми украшениями, ковчег. Манифест, к которому приложил руку сам император, написан на двадцати листах пергамента: на первых четырех - текст манифеста, на пятом - изображение государственного герба, а далее следует подробное объяснение всех составляющих его частей. Герб поражает нагромождением атрибутов, пышностью, многочисленными элементами западноевропейской геральдики.

Основное отличие нового герба - размещение титульных гербов не на крыльях двуглавого орла, а в одном большом щите, разделенном на сорок три щитка. Этот большой щит расположен на груди орла. В государственном гербе появляется сень - мантия, на фоне которой изображается орёл, щитодержатели в виде фигур ангелов, знамена и пр. Все эти элементы были впоследствии заимствованы для нового государственного герба, который во второй половине XIX в. был утвержден как государственный герб Российской империи. К манифесту Павла I приложена и печать с изображением нового герба. Манифест, как уже отмечалось, опубликован не был, поэтому государственный герб нового типа остался мало кому известным.

В период правления императоров Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла часто воплощалась в господствующем в то время стиле ампир. Двуглавый орёл вместо скипетра и державы держал в лапах: в левой - венок и ленту, в правой - пучок стрел, факел и ленту. Щиток на груди орла, в котором помещен святой Георгий, имел необычную, заканчивающуюся конусом форму, а цепь ордена Андрея Первозванного отсутствовала. Отсутствовали и титульные гербы на крыльях орла или вокруг него. Кроме того, крылья орла «распростерты», опущены вниз, т.е. изменили своё традиционное «состояние».

Особым комитетом при участии Кёне как специалиста по геральдике императору Александру II была представлена на утверждение целая серия гербов. Они были одобрены монархом, и 11 апреля 1857 года подробное описание государственного герба (большого, среднего и малого), государственной печати (соответственно) и гербов членов императорского Дома были распубликованы. Описанию предшествовало обоснование этой своеобразной геральдической реформы. В нем говорилось, что государственный герб "хотя в главных частях своих всегда одинаковый, должен в некоторых особых к нему принадлежностях соответствовать употребляемому в разных актах титулу более или менее полному.

Одновременно с подробным описанием были даны и рисунки новых гербов. Большой государственный герб, кроме двуглавого орла и всадника, дополнялся многими атрибутами. Это были сень (мантия), щитодержатели, государственная хоругвь. Вокруг главного щита располагались щиты с гербами царств и великих княжеств. Новшеством явился соединенный герб, т.е. в одном щите, разделенном вилообразно на три части, помещались гербы Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. Над сенью главного щита размещались ещё щиты с соединенными гербами. А в самом низу главного щита помещен был впервые родовой императорский герб: щит, рассеченный вправо - герб рода Романовых, влево - сложный герб Шлезвиг-Голштинский.

Средний государственный герб отличался от большого отсутствием хоругви и шести гербовых щитов, помещаемых над сенью. Малый же - отсутствием и сени, и окружающих главный щит гербов. Восемь гербов важнейших царств и княжеств, названия которых входили в императорский титул, были размещены на крыльях орла - по четыре на каждом крыле.

Гербам соответствовали и государственные печати: большая, малая и средняя.

Кроме новой атрибутики, нового расположения и компоновки титульных гербов, изменения коснулись и центральной гербовой фигуры. Всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так: «На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху копьем». В описании не отмечено главное изменение: всадник был повернут в непривычную для русского глаза сторону - влево от зрителя».

(Соболева, Н. А. Российская государственная символика: история и современность / Н. А. Соболева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 69 - 85.)

В октябре 1917 года к власти пришли большевики.

В 1918 году была принята первая Конституция РСФСР. В нее был включен параграф о государственных гербе и флаге РСФСР:

«Герб РСФСР состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Окончательный образец государственного герба РСФСР в цвете был выполнен в 1920 году.

Согласно новой, принятой в 1925 году Конституции герб почти не изменился. Только вместо полного названия страны появилось сокращенное «РСФСР». Этот герб просуществовал до начала 1990-х гг.

30 декабря 1922 года образовался СССР – Союз советских социалистических республик.

Встала задача создания герба для нового союзного государства. Его проект был разработан художниками В. Н. Адриановым и В. П. Корзуном, а окончательный вариант – художником И. И. Дубасовым. Описание герба вошло в текст Конституции СССР, принятой в 1924 году.

Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах восходящего солнца и обрамленном колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте – девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на шести языках народов республик, которые вошли в СССР.

Наверху герба – красная пятиконечная звезда, ставшая в 1918 году эмблемой Красной Армии. Пять лучей звезды символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против гнета капитализма, красный цвет – революцию.

Герб СССР отражал основные идеи молодого государства. Серп и молот стали символом союза рабочих и крестьян. Лучи солнца и земной шар провозглашали наступление новой эры. Колосья, перевитые лентой с девизом, - единство советских республик в борьбе за социализм.

Со временем число союзных республик, входивших в СССР, возросло. Это потребовало внести изменения в союзный герб.

Последнее изменение в гербе СССР произошло в 1956 году, когда установилось окончательное число республик и соответствующих надписей – 15. В таком виде герб СССР просуществовал до 1991 года»

(Пчелов, Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учебное пособие / Е. В. Пчелов. – М. :  Русское слово-РС, 2002. – С. 72 – 80.)

 

«С крушением СССР перед ставшими суверенными государствами - бывшими советскими социалистическими республиками - встал вопрос об их государственных символах: гербе, флаге, гимне. В Российской Федерации ещё до осени 1991 года возникла идея возвратить России её прежнюю историческую символику.

Указ Президента России от 30 ноября 1993 года утвердил Положение о Государственном гербе. Согласно этому Указу, гербом России становился золотой двуглавый орёл под тремя коронами со скипетром и державой в лапах, помещённый на красный гербовый щит. На груди орла в красном щитке изображался Георгий Победоносец.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой в декабре 2000 года, установил Государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования. Закон о гербе одобрен 20 декабря 2000 года Советом Федерации и 25 декабря 2000 года подписан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.

В статье 1 Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символ нашей страны описан следующим образом: « Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

В законе указывается, что воспроизведение двуглавого орла возможно и без щита, а также в одноцветном варианте. По мнению разработчиков, изображение двуглавого орла в любом случае должно восприниматься в качестве главной государственной эмблемы».

(Соболева, Н. А. Российская государственная символика: история и современность / Н. А. Соболева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 95-96.)

 

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Одним из самых почитаемых на Руси свя­тых был Георгий. Ему поклонялись как мученику и доблестному воину, защитнику от сил зла. Георгий был святым покровителем императоров Византии. Имя Георгия было излюбленным христианским именем у древ­нерусских князей. На Руси Георгия называ­ли Юрий, Егор, Егорий. В честь святого на Руси строились храмы и писались иконы.

По легенде, Георгий родился в Каппадо­кии — области в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. С юности он был воином, достиг высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. За веру в Христа Георгий был подвергнут же­сточайшим пыткам. Его казнили в Никоме­дии в 303 году, в возрасте около тридцати лет. Прошло время, и Георгию стали покло­няться как святому. Одна из легенд о жизни святого Георгия связана с его победой над чудовищным драконом. В окрестностях города Ласия в Палестине в озере поселился страшный дракон, губивший людей. Чтобы умилостивить чудовище, люди должны были приводить ему своих детей. Георгий, возвращаясь из похода, проезжал мимо озе­ра. Он заметил девушку — царскую дочь, которая с плачем ожидала ужасного конца. Воин выяснил, что царевна верует в Христа. Георгий произнёс слова молитвы, и змей пал к его ногам. Георгий велел девушке обвязать её поясом шею чудовища и вести его в город. Спасённые жители восславили Георгия и стали верить во Христа. Легенду называют «чудо Георгия о змие». Часто свя­того Георгия изображали всадником, пора­жающим копьём крылатого змея. Изобра­жение святого Георгия на коне встречалось на печатях московских князей в течение многих веков. Князь, государь на Руси на­поминал русским людям этого отважного воина. А змей казался им врагом земли Рус­ской, самим злом. Князь-воин, как и святые, был защитником Русской земли.

Где был тогда представлен Драконоборец, - произведения мелкой пластики, выполненные литьем и резьбой: нагрудные иконки, амулеты-змеевики и т. д. Хотя на этот вид искусства также оказывала влияние живопись (иконопись). Образ святого Георгия в виде стоящего воина с копь­ем и щитом, а также в виде Змееборца широко распространен сре­ди изделий из металла, кости, дерева, камня. Однако при всей специфике (например, конь святого в некоторых изделиях напо­минает игрушечного, пряничного конька) сохраняются отмеченные выше канонические признаки. В частности, исключается нанесе­ние удара копьем двумя руками в шею (а не в пасть) дракона, обя­зателен нимб.

Самой вероятной группой, где бы могли обнаружиться иконо­графические аналогии печати 1497 года, являются современные ей монеты. Внутреннее родство печатей и монет, проявляющееся в сходстве изображений, не раз отмечалось в отечественной ис­ториографии. К тому же, как уже говорилось, на русских княже­ских монетах святые не изображались, так что светский по виду всадник печати действительно мог быть похожим на всадника, по­мещенного на монетах.

(Соболева, Н. А. Российская государственная символика: история и современность / А. Н. Соболева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 53 – 55.)

 

«Посмотрим с вами на наш герб – Государственный герб Российской Федерации. Золотой двуглавый орёл на красном поле. Над головами орла изображены три исторические короны, которые символизируют суверенитет страны, а также её частей – республик. В лапах орла – скиПётр и держава. Это символы государственной власти. А на груди орла – всадник, поражающий копьем дракона. Это победа добра над злом, защита Отечества. А всадник – это святой Георгий Победоносец.

Жил он в конце III века от Рождества Христова в Каппадокии (Малая Азия, территория современной Турции), бывшей тогда под властью Римской империи. Как говорят, был он сыном знатных родителей и ещё в юном возрасте вступил в армию. Слыл он замечательным, бесстрашным воином. Служил в войсках римского императора Диоклетиана. В те века в Риме господствующей религией было языческое многобожие, а христиане подвергались нападкам, их бросали в тюрьмы, пытали, всячески истязали, требуя отказаться от Христианской веры. Так и святой Георгий, хранивший верность Христу, в свой час с терпением и мужеством перенес истязания своих гонителей-язычников и был казнен в 303 году всего около тридцати лет от роду.

С распространением христианства в Византии началось и почитание святого Георгия, примерно века с V века. Его считали своим заступником византийские императоры. Их примеру следовали и русские князья. А знаменитый князь Киевский Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгия.

Примерно с Х века на Руси, особенно в южнорусских землях, святой Георгий становится чуть ли не самым почитаемым среди православных святых.

Наибольшую известность получило повествование об одном из эпизодов в жизни святого Георгия – его победе над чудовищным «змеем», то есть драконом, и об освобождении царской дочери от неминуемой смерти. Об этом и говорится в древнерусской повести, дошедшей до нас из далекого ХIII века и называемой «Чудо Георгия о змие». Вот что рассказывается в этой повести.

«Был в древности город, который назывался Гевал. Был этот город обширный, многолюдный. Жители его были язычниками, поклонялись деревянным языческим идолам, и, как говорится в повести, «отвернулись они от Бога, и Бог отвернулся от них». Стоял этот город на берегу большого озера. И вот так случилось, что поселился в этом озере огромный и страшный змей. Каждый день выходил змей из глубины, с угрожающим свистом нападал на людей и утаскивал их на дно. Ужас объял жителей города Гевала. Отправились они за советом к царю. Но что мог поделать со страшным змеем царь? Вот как он им ответил:

- Чтобы умилостивить змея, будем каждый день отдавать ему кто сына своего, а кто дочь. А когда дойдет очередь до меня, то и я отдам свою дочь.

Что было делать? Так по очереди и верховные вожди, и самые простые граждане отдавали проклятому змею по одному из своих детей.

Стон и плач стоял в городе Гевале.

И вот наступил день, когда все жители города отдали своих детей страшному змею. Тогда вновь отправились они к царю и сказали ему:

- Все мы отдали своих детей, одного за другим, что повелишь нам делать дальше?

И ответил им царь в большой печали:

- Отдам и я единственную мою дочь.

И позвал он слуг, и призвал к себе дочь, и повелел, обрядив её в лучшие наряды, отвести на берег озера. Горько плакал царь-отец, горько плакали все приближённые царя и слуги. Но ничего не поделаешь, отвели царевну на берег озера да там её одну и оставили.

И вот что говорится дальше в древнерусской повести: «Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый Небесным Царём воин, который жив и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволению желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места».

Увидел святой Георгий роскошно одетую девицу, сто­ящую на берегу озера, и спросил:

- Что ты тут делаешь одна?

А царская дочь, ничего не объясняя, только сказала ему:

- Поскорее отойди отсюда, господин, иначе погибнешь. Не понял Георгий:

- Разбойники, что ли, тут нападают или другое что? Тогда она поведала:

- Здесь в озере гнездится страшный змей. Ты молод и красив, жаль мне тебя, очень тебя прошу, отойди отсюда, чтобы не погибнуть в лапах страшного змея.

- А ты почему не уходишь и не спасаешь себя? — спросил её Георгий. Он попросил рассказать ему всю правду и пообещал не оставить её в беде.

И тогда поведала ему царская дочь грустную повесть о своём родном городе.

- Послушай, господин мой. Я — дочь здешнего царя. Как видишь, город этот большой и богатый, всего в нём вдоволь, и отец мой не хочет покинуть его. Но живёт здесь в озере страшный и кровожадный змей и, выходя из озера, поедает много людей. И вместе с царём, отцом моим, порешили лю­ди, чтобы умилостивить змея, отдавать ему каждый день в свою очередь сына или дочь. Дошёл черёд и до отца. И решил он, как и было обещано людям, отдать меня, свою един­ственную дочь, змею на съедение. А теперь ты знаешь всё. Уходи отсюда поскорее, иначе, может, и ты не спасёшься. Услышав это, святой Георгий воскликнул:

- Не бойся, девица!

И, взглянув на небо, вознёс молитву Богу и просил Его оказать ему милость и повергнуть лютого зверя к его но­гам, чтобы люди этого города поверили в Единого Бога и отказались от своего языческого, идольского многобожия.

Но тут внезапно воскликнула царская дочь:

- Беги отсюда, слышу я страшный свист злобного чудища!

В тот же миг взбурлили воды озера, и появился огром­ный змей, и раскрыл свою страшную пасть, и, издавая ог­лушительный рёв, ринулся на девушку и святого Георгия. Но не устрашился могучий воин и вскричал:

- Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною.

И, как говорится в повести, «тут же силою Божьей и великого мученика за веру Христову Георгия подломились колени у страшного змея». И обратился Георгий к царевне, говоря:

- Сними свой пояс и поводья с моего коня, обвяжи ими голову змея и веди его в город.

Она послушалась. И вслед за ней послушно поплёлся страшный змей. Впереди же шагал святой Георгий со сво­им конём.

А в городе в это время стоял плач и стон, и царь с цари­цей убивались о единственной дочери своей. И что ж они видят?

Идёт воин с конём, а следом — их дочь ведёт страшное чудовище на поводу. И напал на них страх великий, но святой Георгий сказал им:

- Не пугайтесь. А только веруйте во Христа и увидите своё спасение.

- Как зовут тебя, воин? — спросил его царь.

- Георгием зовут.

И тут все жители воскликнули:

- Через тебя уверовали мы в Единого Бога и Сына Его Иисуса Христа!

А святой Георгий выхватил свой меч и отрубил чудищу голову. Царь с царицей и все спасённые жители города подошли к Георгию и поклонились ему, и воздали ему хвалу и Богу, по Чьей милости совершил великий чудотворец Георгий это чудо.

И повелел царь построить церковь во имя святого Георгия и украсил эту церковь золотом и драгоценными камнями.

А святой Георгий, увидев их веру, свершил ещё одно чудо. Он послал жителям города свой щит и велел пове­сить его в церкви над алтарём. И повис его щит в воздухе, ничем не удерживаемый, как сказано в повести, «во все времена на веру неверным».

Добавим от себя, что главный день памяти святого Георгия — день его гибели — 23 апреля, или 6 мая по новому стилю».

(Токмакова И. П. Повести земли Русской / И. П. Токмакова // Божий мир. – 2006. - № 2. – С. 24 – 27.)

 

 

На главную