|
|
|
Закон о
Государственном
флаге РФ | Указ о
Дне
Государственного
флага РФ | Указ о
Знамени
Победы | История
флага |
|
Флаг ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН Принят
Государственной
Думой 8
декабря 2000 года Настоящим
Федеральным
конституционным
законом
устанавливаются
Государственный
флаг
Российской
Федерации,
его
описание и
порядок
официального
использования. Президент
Российской
Федерации В.
Путин УКАЗ О ДНЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФЛАГА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Президент
Российской
Федерации Б.
Ельцин
Президент
Российской
Федерации Б.
Ельцин Флаги
появились
очень давно
– в третьем
тысячелетии
до нашей эры. 3000 лет
назад
египтяне
прикрепляли
к длинным
шестам
изображения
богов, знаки
провинций
страны,
воинских
частей. Так,
например, подобие
флага видно
на
изображении
корабля
времен
Рамзеса III –
фараона
Египта. Первые
флаги – вексиллоиды
– были
деревянными
или
металлическими
шестами с
фигурками
или
символами
наверху. Около
2000 лет назад к
некоторым
из них в
качестве
украшения
стали
прикреплять
ткань. В последующие
500 лет развевающееся
полотнище
стало
главной
частью флага.
Знаком
римского
легиона уже
в Рыцари
Европы на
своих
доспехах и
щитах несли
изображения.
Около 800 лет
назад
появилась
система
знаков
отличия
рыцарей и
знати, которая
стала
называться геральдикой.
Вместе с ней
возникло
огромное
количество
разнообразных
флагов. Их
упорядочили
только 500 лет
спустя,
когда на
море ввели
единые образцы
государственных
и
сигнальных
флагов. И у
каждого
флага своя,
порой очень
сложная биография.
Одни
появились
на свет в
рыцарских
феодальных
замках во
времена
средневековья
и служили
личными
знамёнами
королей и
феодалов,
основателей
будущих
королевских
и
императорских
династий.
Другие стали
отличительными
знаками
торговых кораблей,
бороздивших
моря и
океаны в
эпоху великих
географических
открытий.
Третьи родились
в огне
революций. Каждый
флаг
замысловатым
языком
полос, крестов,
звёзд или
иных знаков
повествует
о судьбах
своей
страны. В
памяти
народа
стираются
за
давностью
лет
воспоминания
о легендах,
связанных с
выбором
расцветки и
эмблем
флага. Их
символы
приобретают
другие
значения,
созвучные
духу нового
времени. Но
это бывает
редко. Чаще
истории и
легенды продолжают
жить, и народ
проносит
свой флаг
как
национальный
символ
через все
бури и невзгоды.
На
земном шаре
свыше ста
пятидесяти
стран имеют
свои
государственные
или
национальные
флаги. В
некоторых
государствах,
помимо
общегосударственного,
существуют
и другие
флаги. Так, в
Соединенных
Штатах
Америки
свой флаг
имеет
каждый из
пятидесяти
штатов.
Почти везде
существуют
особые
флаги для
военного
флота, а
иногда и для
авиации.
Президенты
и главы
многих государств
имеют
особые
«должностные»
флаги. Разнообразны
по форме
знамёна и
флаги молодежных,
студенческих,
спортивных
и других обществ
и
организаций.
Слово
«флаг»
греческого
происхождения,
от слова
«флего», что
означало
«сжигать,
озарять,
гореть». С
глубокой древности
восточные
славяне –
русы имели свои
слова для
обозначения
флагов. Одно
из них – «стяг».
Оно
сохранилось
и в наши дни. Стяг у
русских
дружин был с
языческих
времён. На
страницах
летописей
можно видеть
красочные
рисунки:
воин держит
длинный
шест с
куском
яркой ткани
с
изображением
языческого
бога. У
древних
славян, так
же как и у
египтян,
римлян,
галлов,
древних
скандинавов,
знамя
первоначально,
скорее
всего, было
без полотнища.
Как и многие
другие
народы мира,
наши предки
могли
сражаться
под
изображениями
тотемов,
крепившихся
в навершиях
стягов-шестов.
Говорить с
полной
уверенностью
о тотемных
животных,
растениях
или
предметах
славян
раннеродового
строя
трудно. Но по
всей
Восточной,
Северной и
Северо-Восточной
Европе от
Эльбы до Урала
(и Зауралья)
медведь был
одним из
основных
тотемных
животных. Медведя
почитали
как родоплеменного
прародителя,
соотносили
с плодородием,
здоровьем,
удачей.
Славяне верили,
что медведь,
условно
похожий на
человека,
имеет
магическую
душу.
Эмблема
медведя
встречается
и на
огромных
пространствах
от
Белоруссии
до Зауралья
(в гербах
городов Ошмяны,
Новгорода,
Ярославля,
Перми и др.). В
ХVII веке его
фигурки
украшали
главные
башни Московского
Кремля. В ХVIII-XIX
веках о
языческом значении
медведя
давно
забыли, но в
городах и
помещичьих
усадьбах
держали
косолапых, выгуливали
их по ночам, а
гостиницы,
выставки и
дома
украшали
чучелами медведей.
Отечественная
печать с
конца ХIX века
приняла в
качестве
символа
нашей
страны простодушного
Топтыгина. После 1917
года
стоящий на
задних
лапах
медведь,
правда, белый,
был помещён
на красный
вымпел
морского
Северного
пароходства
в 1923 году.
Официально
нашей
национальной
эмблемой
улыбчивый «медвежонок»
стал в 1980 году
в год
Московской
олимпиады. Относительно
полотнищ
стягов
древнерусских
племен
можно
предположить,
что до принятия
христианства
они были
разных форм
и цвета, но
преимущественным
цветом был,
видимо,
красный. С
глубокой
древности
воины
считали
цвет огня и
крови
цветом мужества.
Именно
такой цвет
щитов был
наиболее
распространен
у русских,
поляков и
литовцев. У
скандинавов
красный щит,
поднятый на
мачту,
означал
войну.
Краска,
изготовленная
из
насекомого
– «дубового
червеца»,
была ярко-розово-красной,
поэтому
строй «чърленных»
русских
щитов на
поле брани
сравнивался
с зарёй. Судя
по
героическому
произведению
древнерусской
военной
эпики «Слово
о полку
Игореве»,
стяг-древко
и
прикрепленный
к нему
вверху
конский
хвост (чёлка)
окрашивался
в красный
цвет. Форму
стягов
первой
половины Х
века можно представить
по граффити
(процарапанным
рисункам) на
нескольких
арабских дирхемах
начала Х
века,
найденных в
Минской и
Смоленской
областях. Цвет
каймы и
языков у
стяга,
видимо,
отличался
от
основного
поля.
Широкая
кайма и
скошенный
снизу вверх
клин-откос
продержались
на русских
знамёнах с
дохристианских
времён до
конца ХVII века.
Такая форма
стяга-«косыни»
утвердилась
не случайно
–
взметающийся
ветром
откос
бодрил и
придавал
уверенность
воинам. Навершие
стяга было
крестообразным.
И это не
должно удивлять
–
прочерченные
на монетах
кресты
известны на
Руси с середины
Х века и
ранее, о том
же писали и
арабские
путешественники
начала Х
века. На полотнище
стяга,
возможно,
изображался
«знак
Рюриковичей»,
так как на
оборотной
стороне
дирхема
вычерчен
четкий
двузубец великого
князя
Святослава.
К выступам
стяга пришиты
три кисти. Роскошный
стяг
освящался
как икона, и
перед ним до
сражения
воины на
коленях
молились о
победе и
спасении.
Заметный
издали, он указывал
место
ставки (шатра)
великого
князя или
центр
боевого
порядка. Он
считался
душой,
славой и
честью
древнерусского
войска. Под
ним, бывало,
ставили самые
чтимые
реликвии –
так было в 1164
году, когда
князь
Андрей
Боголюбский
при походе
на булгар
поставил в
поле у
древка
икону
Святой
Владимирской
Богоматери. «Наволочить»
(надеть на древко)
стяг
означало
привести
войско в
боевую готовность.
Свалить,
склонить,
«понизить»
стяг
означало
признать
своё
поражение,
поэтому в
битве одной
из главных
считалась
задача
пробиться к
нему, убить
богатырей-стяговников
и подсечь древко.
По
количеству
стягов
определялся
состав
войска. В сече с ордынцами на Куликовом поле в 1380 году в центре войска Дмитрия Донского трепетал как «облако», как «светящий светильник» образ Нерукотворного Спаса на багряном стяге, и вокруг него разгорелась самая жестокая схватка. Это стяг был не черного, как ошибочно записали некоторые летописцы (чёрное полотнище не могло светиться как «облако» и «светильник») и вслед за ними считала часть историков, а «чёрмного», т.е. багряно-красного цвета. Лик Спаса всегда изображался на белом плате и золотом фоне. В лицевых рукописях ХVII века знамя Дмитрия Донского изображалось белым, иногда обведённым красным контуром, с восьмиконечным русским крестом вместо Лика Спасителя. С ХIV
века за
стягами
стало
закрепляться
новое
название –
«знаменье»
(знамя) по
церковным
знакам-знамениям
на
полотнище. Судя
по
миниатюрам
Радзивиловской
летописи
конца ХIV века,
«косыни» и
«знамена с
хвостами», «хоботами»
крепились к
древку,
навершие
которого
часто было в
виде креста. На
миниатюрах
конца ХVI века
русские
воины изображались
чаще всего
сражавшимися
под красными
знаменами. И
русские, и
европейские
стяги
средневековья
не имели
строгих
правил
составления
и несли
религиозную
символику. В ХVI-XVII веках на
русских
знаменах,
как на иконах
и церковных
хоругвях,
отражая
идеал мира
высшего,
сияющего и
огненного,
изображались
помимо
Спаса
кресты с
сиянием,
архангелы,
ангелы,
восьмиконечные
звезды и
другие
астральные
знаки, а
также
тексты
Священного
Писания.
Кресты
символизировали
победу над
смертью и
воскрешение.
Смысл
знамён состоял
в том, чтобы
прежде
всего
внушить уверенность
в победе: на
стороне
русского земного
воинства –
Воинство
Небесное! Перед
штурмом
Казани в 1552
году Иван
Грозный
развернул
тёмно-красное,
червчатое,
как у
Дмитрия Донского,
знамя
Всемилостивого
Спаса с тем
же крестом в
навершии,
которое в 1380
году было
свидетелем
русской
победы на
Дону. Такое
же
крестоносное
знамя
противопоставлялось
ногайским и
крымским бунчукам
во время
походов на
Крым в 1687 и 1689
годах: «А
то великих
государей
полковое
Большое знамя
писано на
камке
лудатной
червчатой, на
нем вышит
образ
Спасов
Еммануила;
бахрома –
золото
пряденое,
древко
тощое,
яблоко большое,
резное;
древко и
яблоко
писано,
позолочено;
Спасов
крест –
серебряный,
позолочен,
весу в нем 66
золотников…»
На
миниатюрах,
созданных в
1680-е годы к
«Сказанию о
Мамаевом
побоище» и
отражающих
реалии конца
XVII века,
русские
знамёна с
прямым
крестом и двумя
«языками»
раскрашены
(по аналогии
со стрелецкими
знамёнами) в
шахматном
порядке
красным и
зелёным,
одноязыковые
– ярко-красным,
жёлтым,
коричневым,
зелёным или
двумя
цветами –
жёлтым и
зелёным. С
ликом
Спасителя
на таком же
большом
стяге ходил на
шведов в
Ливонию ещё
в 1701 году
фельдмаршал
Б. П.
Шереметев. В
целом
великие
стяги царей XVI-XVII веков
(«государевы
большие
знамена») были
однотипны. На
войсковых
станах
перед
православными
знамёнами
(знамениями)
служились
молебны
Спасителю и
Богородице
о победе.
Образы
«Покрова»,
«Знамения» Пресвятой
Богородицы
и даже
длинные
молитвы,
посвящённые
ей,
тщательно
выписывались
на боевых
полотнищах.
В XVII веке
имелось и Большое
«государево
знамя»
Успения
Пречистой
Богородицы.
Вместе со
знамёнами
выносились
и иконы, и
среди них –
образ
Владимирской
Божьей
Матери,
который
Русь
Древняя, Московская
и
Императорская
окружила
особым
почитанием
и любовью.
Считалось,
что Богоматерь
через
икону-защитницу
предохраняет
Русскую
землю от
врагов.
Иконой
Владимирской
Божьей
Матери,
которая
прошла
через
погром Батыя,
смуту 1603-1613
годов и все
бури
русской истории,
благословлялись
великие
князья на великое
княжение, у
этой
святыни
служились молебны
перед
выборами
митрополитов
и
патриархов
и
происходило
коронование
русских
царей. На
военных
знаменах ХVII
века (как,
впрочем, и позднее,
с конца ХIX
века) помимо
Богоматери
изображались
и другие
святые, в том
числе «Святой
Сергий –
Строитель
Русской
Духовной Культуры»
(по словам Н. К.
Рериха). Главные
знамена
средневековой
России были
уникальны
по
исполнению.
Стяг
«Всемилостивейшего
Спаса» 1552 года
был из
багряной
шёлковой
узорчатой
ткани, образ
Христа
вышит шёлком,
серебром и
золотом, по
откосу
разбросаны
восьмиконечные
звёзды и два
прямых
креста,
кромка
обшита
золотом. «Великий
стяг» (1560 г.)
Ливонской
войны Ивана
Грозного
площадью
около * * * Этот
флаг был
создан на
рубеже XVII-XVIII
веков, в эпоху,
когда
Россия
превращалась
в мощную
европейскую
державу,
когда
рождалась Российская
империя и
кипучая
деятельность
Петра I
позволила
России «...
ногою
твердой стать
при море». ПЁТР I Очередной
этап в
развитии
флагов
России происходил
в 60-х годах XVII
века. К этому
времени Россия
накопила
огромный
экономический
и военный
потенциал. В 1667
году
Русское
государство
воссоединилось
с
Левобережной
Украиной,
Смоленщиной,
и в титул
царя на
государственную
печать были
вынесены
слова
«государь Всея
Великия,
Малыя и
Белыя
России». В 1668
году было
«построено»,
как
указывалось,
гербовое
знамя царя
Алексея
Михайловича
и создан
первый
бело-сине-красный
военно-морской
флаг. В
селе
Дединове на
Оке в 1667-1669
годах
родилась флотилия:
трёхмачтовый
корабль
«Орёл», вооружённый
22 пушками,
яхта, два
шлюпа и бот
для защиты
торговых
караванов,
плавающих
по Волге и
Каспийскому
морю. Для
флота нужен
был
опознавательный
флаг. В
международных
водах флаг
на судне
позволял
определять
страну и
«защищал» его
как часть
государственной
территории.
Изготавливать
и поднимать
на мачтах
гербовые
знамёна со
сложным и
неразборчивым
издали
рисунком
было
бессмысленно,
поэтому в
Европе морские
флаги
шились из
нескольких
контрастных
полос,
восходящих
к
геральдическим
или
династическим
цветам. Если,
например, на
красном
поле герба
был золотой
лев, то флаг
составлялся
из двух
полос —
верхней
почётной
золотой и
нижней
красной. 9
апреля Рисунок
флага нам
неизвестен.
Большинство
авторов считают,
что по
аналогии со
стрелецкими
знамёнами
флаг «Орла»
был с прямым
синим
крестом,
двумя
белыми и
двумя
красными
четвертями,
расположенными
в шахматном
порядке,
вероятно, с
красной
каймой по краям.
Такие флаги
показаны на
гравюре 1699 года
голландского
гравера А.
Шхонебека
«Взятие
Азова» в 1696 году.
Исследователь
русского
флота С.
Елагин полагал,
что
Шхонебек
ошибся и
бело-сине-красные
флаги были
полосными.
Флаги с
крестами на
галерах в
«крестоносной»
кампании 1695-1696
годов
против
османского
«полумесяца»
не могут
служить
доказательством
изготовления
точно таких
же в 1668 году. В 1711 году
Пётр I
специально
для
"крестового
похода"
против
турок выдал
гвардейским
полкам
отличные от
обычных
красные
знамёна с крестами
и
программной
надписью
«Сим знамением
победиши». Флаги
для «Орла»,
скорее
всего,
шились
поясными, по
образцу
голландских
— именно
такой, почти
квадратный,
размером 4,3 х Трёхцветный
флаг
«Волжско-Каспийской
военно-морской
флотилии»
свидетельствовал
о повороте
допетровской
России в
сторону
морских
держав Европы.
На
образ
первого
русского
военно-морского
флага,
скорее
всего,
повлияли
цвета тогдашней
великой
морской
державы —
Нидерландов,
которые
почти сто
лет (1567-1648) вели
освободительную
войну
против
Испании под
оранжево-бело-голубым
флагом.
Оранжевая
полоса революционного
флага
морских
повстанцев
— гезов,
боровшихся
с
испанскими
угнетателями,
занимала
почётное
верхнее
место, но в
период
между 1630 и 1651
годами она
была
вытеснена
красной.
Нидерландский
флаг
считается
первым в
современном
значении
государственным
флагом мира.
В
подражание
Нидерландам
и другие
государства
стали
заводить на
кораблях (не
на суше) свои
многополосные
флаги. Цвета
флага «Орла»
были повторены
на судах
Петра I . Борта
ботика Петра
Великого —
«дедушки
русского
флота» - были раскрашены
белыми,
синими и
красными
углами.
Ботик в 1688 году
поставил на
ход
голландец Карстен
Бранд,
состоявший
ранее в
команде "Орла".
Те же цвета
были на
судах переяславской
флотилии в 1692
году и на
военной эскадре
в Белом море
в 1693 году.
Бело-сине-красные
цвета были
продемонстрированы
Азовской
эскадрой в 1696
году и
кораблем
«Крепость»,
совершившим
первый
переход из
русского
Азова в
столицу
османов
Стамбул в 1700
году для
заключения
перемирия с
Османской
империей. Вот
описание
русского
«флага царя
Московского»
(одновременно
и царского
штандарта) 1692 -1700 годов: «Флаг
Его
Царского
Величества
Московского
разделен
натрое.
Верхняя
полоса
белая, средняя
синяя, нижняя
красная. На
синей
полосе
золотой с
царской
коруною
венчан
двоеглавой
орёл, имеющий
в сердце
красное
клеймо с
серебряным
святым
Георгием,
без змия». Под
флагом «царя
Московского»
путешествовало
по Европе
«Великое
посольство»
в 1697-1698 годах,
закупая на
равнополосные
флаги белый,
синий и красный
гарус в
равных
пропорциях...
Так, расписное
гербовое
«континентальное»
знамя Пётр I заменил
облегченным
трёхполосным
флагом,
которым
легче и
яснее можно
было
продемонстрировать
его «морскую
программу».
Позже этот
флаг был
присвоен
городу
Москве. Без
золотого
орла эти же
полосы были
на полотнище
военного
кормового
флага в 1697-1700
годах.
Торговым
флагом в 1693-1700
годах не
считался бело-сине-красный.
Для частных
коммерческих
судов флаг
должен был
изготовляться
«по гербу
Российского
царства из
белой тафты
с
изображением
на средине
чёрною материею
герба Его
Царского
Величества
двоеглавого
чёрного
орла с тремя
над ним венцами,
а в его ногах
скипетра и
яблока с
крестом, все
золоченые». Составляя
поясной
бело-сине-красный
флаг, Пётр I
«построил»
его так, что расположение
полос
совпадало с
древним пониманием
строения
мира: внизу —
мир физический
(кровь), выше —
небесный
(синий), ещё выше
— мир
божественный
(белый). Как
божественную
воздушную
сферу
понимал
белый цвет
сам Пётр. Вместе
с тем
следует
сказать, что
цвета русского
флага
совпадали с
традиционными
цветами,
которые
предпочитал
русский
народ. Ведь
цвета
вызывают
неодинаковые
эмоции и
ассоциации
у разных народов.
В Германии
преимущественными
цветами
были белый,
жёлтый, красный,
чёрный.
Почётным
императорским
цветом в
Византии
был
порфирный, в
Китае —
жёлтый,
священным
цветом
ислама стал
зелёный.
Инстинктивное
неприятие
чёрного
существует
у французов.
У китайцев и
вьетнамцев
белый цвет —
траурный. У
всех славян
«красный»
обозначает
«червленый»,
«червоный», и
только у
великороссов
«красный» стал
синонимом
«красивого».
На Руси он
соотносился
не только с
молодечеством,
удалью, но и с
народным идеалом
прекрасного.
В древности
красными
назывались
солнце,
девица, изба,
угол,
крыльцо,
товар,
словцо.
Красный можно
считать
национальным
цветом
великороссов.
Красный был
преимущественным
цветом
праздничной
одежды XVIII-XIX
веков.
Синими с
красным кушаком
были
кафтаны и
рубахи
русских
крестьян и
казаков,
красные и синие
сарафаны с
белыми
рубахами
были у русских
женщин.
Красный был
цветом
пасхальных
богослужений,
дополнявшихся
радостной
полиритмичной
музыкой русских
колоколов,
которую
русские
звонари довели
до виртуозности:
каждая
служба и
каждый
праздник
сопровождались
особыми
звонами,
называвшимися
благовест,
всенощный
трезвон
(красный
звон), перезвон,
звон святой,
зазвон
(маленькими
колоколами).
Выходным
звоном
встречали
царя,
«валовым»
благовестом
— восточных
патриархов.
Колокольные
звоны стали
уникальной
особенностью
русской
духовной
культуры —
своеобразной
звуковой
символикой
России. Голубой
считался
цветом
Богоматери.
На крестные
ходы
русские
патриархи
шествовали
под
голубыми
балдахинами.
Спокойные
белые и
синие цвета
были выбраны
русской
православной
церковью
для обычных
богослужений.
Поэтому
сигналом к
молитве
служили на флоте
Петра
Великого
белые флаги
с малым синим
крестом в
середине. По
русским
обиходным
понятиям XVII-XIX
веков, красный,
как и у
западноевропейских
народов, означал
отвагу,
войну, кровь,
огонь,
смертный
бой. С эпохи
Петра Великого
красный
стал
сигналом
атаки русского
флота. Синий
цвет
означал
небо,
целомудрие,
верность,
духовность.
«Ангельский»
белый —
«нетленное
совершенство»,
мир, чистоту,
правду,
благородство,
невинность.
Белыми
называл
народ в XIX веке
свою веру,
царя и Отечество,
свободным и
открытым
считался
белый свет. Чёрный,
как и во
многих
других
странах,
считался у
русских
знаком
смерти,
печали,
греха,
монашества.
Чёрные
покрывала
видели на похоронах
и в церквах в
Великий
Пост и на
Страстной
неделе.
Чёрный
траурный
зал на
похоронах
Петра I
украшался
золотой и
серебряной
парчой.
Чёрный цвет
мог в бою
вызывать в
противнике
ужас (ср.
прусские «черные
гусары» с
эмблемами
«мертвой
головы»,
«кромешники»
— опричники
Ивана IV , пиратский
«Веселый
Роджер» в XVI-XVII
веков).
Чёрный цвет
не часто, но
все же встречался
в знаменной
символике
Руси, он был
на знаменах
некоторых
стрелецких
полков и
полков
Иноземного
строя. Восстанавливая
цвета
«Волжско-Каспийской
флотилии»
своего отца,
Пётр I
подтвердил
ориентацию
на Голландию
— передовую
торговую
державу
мира и задал
курс на
преобразование
России в
такое же
полноценное
морское
государство,
как
Голландия. Демонстрация
бело-сине-красного
флага в
международных
водах 1696-1700
годов
позволяет
предположить,
что он
считался
государственным.
Почти
в то же время,
на рубеже XVII и XVIII
веков, Пётр I
дал
русскому
военно-морскому
флоту новый флаг
—
«Андреевский».
В XIX
веке ходила
примитивная
легенда:
Пётр I ,
озабоченный
думой о
морском флаге,
заснул над
листом
бумаги за
столом. Утром,
когда
солнце
пробилось
сквозь
оконную
изморозь, он
увидел на
листе синие
диагонали
от оконного
переплёта.
Существовало
и другое
объяснение:
диагональное
соединение
четырёх
углов флага
означало
владение Россией
Белым,
Балтийским,
Азовским и
Каспийским
морями. Андреевский
флаг был
выбран не
случайно. После
Азовского
похода 1696 года
царь основал
первый
русский
военный
орден в
честь своего
патрона – св.
Андрея Первозванного,
со знаком
скошенного
х-образного
креста,
образцом
для
которого
мог послужить
известный в
ХVII-XVIII веках в
Европе
«орден Константина». Уже
в мае 1699 года
бело-сине-красный
флаг был дополнен
Андреевским
крестом,
прочерчивавшим
его с угла на
угол. В 1700 году
сухопутные
полки
молодой
регулярной
армии Ф. А.
Головин
отправлял
на войну
против
Шведского
королевства
под знаменами,
среди
которых
были
голубые,
белые, черно-розовые
с косыми
андреевскими
крестами
белых, синих
и
розово-черных
цветов. Белый
цвет поля и
синий
креста
Андреевского
флага (а не
красные,
желтые,
зелёные,
фиолетовые,
чёрные и
другие
цвета) были
выбраны Петром
I не случайно.
Для
военного
флага флота царь
взял цвета
двух
верхних,
самых
почётных
полос
бело-сине-красного
флага (в полном
наборе
вместе с
красным их
имел позже
Георгиевский
Андреевский
флаг — с
изображением
св. Георгия
на красном
щитке,
присваивавшийся
боевым
кораблям за
особый
героизм в сражениях).
Сомнительно
влияние
шотландского
Андреевского
креста
(белого на
синем поле)
на русский:
Андреевский
крест был
общеевропейской
эмблемой.
Вместе с
разными сопровождающими
эмблемами в
европейской
геральдике
существовало
119 вариаций
этого креста.
2 мая Однако
бело-сине-красный
не сразу был
вытеснен с
военных
судов. Пётр
настойчиво
искал
разные
варианты
соединения косого
креста с
трехцветным
стягом. В 1692-1712 годах
он составил
около 30 типов
морских
флагов.
Андреевский
крест то
прорезывал
с угла на
угол три
полосы, то
обрамлялся
ими сверху и
снизу, то
предварял
их у древка,
то
включался в
гюйс
(поднимавшийся
на носу
судна в
порту или
над
крепостью)
или же вставлялся
в «крыж»
одноцветных
«адмиральских»
белых, синих
или красных
полотнищ. Белый
цвет
считался
главным, и
«первый адмиральский
флаг» для
основной
части флота
— «кордебаталии»
был белым,
для
авангарда
синим, для
арьергарда
красным.
Иногда все
три флага
поднимались
на одном
корабле:
белый — на
грот-мачте,
синий — на
фок-мачте,
красный — на
бизань-мачте.
Под
Нарвой в 1700
году шведы
вместе с
разноцветными
Андреевскими
боевыми
знамёнами,
вместе с
главной святыней
русского
войска —
походной
церковью, с
иконами, хоругвями
и священной
утварью
захватили и
одно бело-сине-красное
шёлковое
знамя
размером 285 х Это
знамя
считалось
личным
штандартом
Петра I — оно
оказалось
единственным
среди шведских
трофеев. Через
полгода
после
Нарвского
поражения Пётр
I создал
новый
личный
штандарт — с
чёрным
двуглавым
орлом на
золотом
полотнище. Итак,
в конце XVII-начале XVIII века
бело-сине-красный
был боевым
флагом
молодой
России на море
и вошел в
историю как
свидетель
её славы и
побед. С ним
русский
флот
пробивался
к «Теплому»
(Азовскому) и
Балтийскому
морям. Красное
полотнище
крепостного
флага (гюйса)
пересекалось
двумя
крестами —
прямым белым
и косым
синим
Андреевским.
Когда
на месте
«парадиза» —
Петербурга
ещё хлюпали
болота, по
Васильевскому
острову
бродил скот,
среди
которого
были и северные
олени, под
свинцовыми
тучами над
земляной
Петропавловской
крепостью
полоскался
гюйсовый
флаг в
сочетании
русских цветов.
Если
стоять
внутри
крепости
лицом к
воротам, то
по правую
руку, к югу,
наверху на
одном
бастионе
находится,
на
голландский
манер,
большой
разноцветный
крепостной
флаг на
высоком
длинном
шесте в
высокой
крестовине.
Этот флаг по
праздникам
спускают,
вместо него
поднимая
большой
жёлтый флаг
с русским
орлом, в
когтях и на
крыльях
которого —
карты
четырёх
больших
морей, а
именно: 1)
Белого, 2) Чёрного,
3)
Каспийского
и 4)
Балтийского.
Без сомнения,
тем самым
указывается,
что Его Царское
Величество
желает
владеть
этими четырьмя
морями на
Востоке,
Западе, Юге и
Севере. Гюйс
поднимался
также на
конце бушприта
при стоянках
судов на
якоре;
подъем
гюйса на
мачте означал
готовность
судна к бою. Почему
же таким
коротким
оказался
век бело-сине-красного
флага на
Военном
Флоте? Ответ
может быть
однозначным:
правительство
активно
утверждало
культ покровителя
русской
государственности
и мореходов,
первого
апостола
Иисуса
Христа Андрея
Первозванного,
который
прошел и благославил,
согласно
легендам,
места от Херсона
и Киева до
Новгорода и
Невы. Имевший
большую смысловую
значимость,
Андреевский
флаг видели
в победные и
«царские» дни
на
триумфальных
арках
вместе с
«орленым»
флагом. Под
девиз «Виват,
Россия!»
Андреевский
крест сиял
во время
фейерверков;
голубой
крест в
соответствии
с морским
обычаем
реял над
шведским жёлтым
крестом на
захваченных
кораблях, с косым
крестом
чеканились
червонцы.
Под страхом
«лишения
живота»
морякам
запрещалось
в бою
спускать
Андреевские
флаги,
вымпелы и
марсели.
Держава
первого
русского
императора
вошла в
семью
европейских
народов под
Андреевским,
а не под
трёхцветным
флагом, который
не обладал
подобной
значимостью.
Тем
не менее
Пётр I не
собирался
отменять старый
символ,
восходящий
ко временам
его отца. Бело-сине-красный,
три полосы
которого
были
перекрыты
Андреевским
крестом, и
«шахматный» с
прямым
синим
крестом
Пётр I
присвоил столичному
дворянству.
Самый
красивый бело-сине-красный
с золотым
орлом Пётр I
отдал
Москве,
которая
оказалась,
таким
образом, первым
городом
России со
своим
городским флагом.
Самый
простой,
трехполосный
флаг царь
перенёс на
русский
торговый
флот в надежде,
что он
станет
таким же
сильным на
морях, как и
военный. 20
января С
полным
правом
бело-сине-красный
флаг может
быть назван
флагом
Петра
Великого. В
будущем
этот флаг
станут
называть
провиантским,
торговым,
купеческим,
коммерческим,
«обывательским»,
гражданским
и, наконец,
русским
национальным.
Русская
армия при
Петре I в
полной мере
сохраняла
национальную
бело-сине-красную
символику.
Напомним,
что кайма
ротных
знамён Преображенского
полка 1706 года и
«корволантов»
составлялась
из
бело-сине-красных
треугольников
или полос
той же
расцветки.
Воротники
гвардейских
мундиров
были красными
и синими,
перьевые
султаны у
гренадёров
были
бело-красными.
Тех же
цветов были
темляки
палашей.
Мундиры
ротных
музыкантов
по бортам
кафтанов,
камзолов,
краям обшлагов
и карманных
клапанов
обшивались
шерстяными
галунами
таких же
цветов. И,
самое
главное,
офицеры
армии
носили
яркий
отличительный
знак. Поверх
мундиров
через
правое
плечо они
надевали
широкий
бело-сине-красный
шарф с
кистями,
сплетёнными
из нитей
серебряных,
синих и
красных. Однако
никогда в
императорский
период истории
русские
полки не
сражались
под
бело-сине-красными
флагами, как
иногда
пишется в
литературе. В
присяге
русского
солдата
было
написано: «От
команды и
знамени
хотя в поле,
обозе или
гарнизоне
никогда не
отлучаться,
но за оными
пока живу, следовать».
Бегство
из-под
знамени
(дезертирство)
считалось
тягчайшим
преступлением.
Знамёна
берегли как
зеницу ока;
потерять знамя,
штандарт
или литавры
в бою было
позором. Признаком
высшей
почести (и
поражения)
был
повсеместный
обычай
расстилать
знамёна по
земле. Так
бывало в
Вербное
воскресенье,
когда царь
вел под
уздцы коня
патриарха и
стрелецкие
полки
падали ниц
со
знамёнами и
ружьями,
обратив
стволы назад.
Так бывало
после
русских
побед в Северной
войне, когда
гвардии
поручалось
волочить по
земле или
воде
шведские
трофейные
знамёна во время
триумфов
или
побежденные
стлали их у ног
победителей.
Полковые
знамёна
освящались
дважды в год
— 6 января и 1
августа.
Любопытно,
что от Петра I
до
Екатерины II
они были
табельным
имуществом
и менялись
казной в полевых
полках
через пять, в
гарнизонных
— через
десять лет.
Лишь с Павла I
они приобрели
значение
войсковых
регалий,
вручавшихся
самим
императором
или при
передаче
особых
грамот. В 1701
году новый
личный
царский штандарт
сменил
бело-сине-красный
«флаг царя
Московского».
«Штандарт -
чёрный орёл
в жёлтом
поле, яко
герб
Российской
империи, имел
три короны:
две
королевских
и одну
империальную,
в которого
грудях
святой
Георгий с драконом».
Введение
нового
царского
штандарта
Петром I
имело такое
же значение,
как в своё
время
принятие
двуглавого
орла Иваном III .
Единственной
империей в
то время была
монархия
Габсбургов.
Чёрный
двуглавый габсбургский
орёл
означал господство
над всем
миром. Пётр I,
оставляя
(восходившую
к погибшей
Византии)
традицию
багряных (гербовых)
знамён,
задолго до 1721
года делал
шаг к
утверждению
второй
империи
мира — Российской.
Россия
становилась
равноранговой
со
«Священной
Римской
империей
Германской
нации».
Изображение
сухопутного
(дворцового)
царского
штандарта
отличалось
от морского
(судового). На
первоначально
белом
дворцовом
штандарте
орёл
изображался
с державой и
скипетром,
на судовом —
в клюве и
лапах
держал карты
четырёх
морей.
Вплоть до 1917
года
штандарт царя
поднимался
там, где находился
в данный
момент
император.
Современники-иностранцы
называли
иногда
штандарт
«императорским
государственным
флагом». «Государев
орленый
флаг» прежде
всего символизировал
императора,
но вместе с
тем и Российскую
империю. Как
морской он
развевался
на грот-мачте
«Полтавы»,
сооружённой
в 1712 году под
руководством
царя (на фок-и
бизань-мачте
были
бело-сине-красные
флаги); как
российский
государственный
символ в
окружении
государственных
флагов
союзных
держав он был
вычеканен
на медали в
память
командования
царём
флотами
Англии,
Голландии,
Дании и России
в 1716 году; это
полотнище
поднималось
на ботике
Петра I во
время
празднества
русского
флота 12
августа Штандарт
означал
«присутствие,
бодрствование
и работу
государя
императора».
При подъеме
на грот-мачту
судна или
над
крепостью
«знамени русского
императора»
ему
полагался
полный
императорский
салют — 31 залп,
при этом пехотные
и
кавалерийские
части,
находившиеся
в пешем
строю,
преклоняли
свои
знамёна и
штандарты.
Вынос
штандарта
был
обязателен
на похоронах
лиц царской
фамилии. Любимое
детище
«адмирала
красного
флага» (контрадмирала)
Петра
Алексеевича
— морской
флот — был
для Руси
новым и
невиданным
«заведением». Таким
же новым
было и
разноцветье
морских символов.
В
праздники
при Петре I
здания и
триумфальные
арки богато
украшались
коврами,
цветными
сукнами,
шпалерами,
картинами,
ельником и
фонарями. И
даже в небе в
огнях
фейерверков
можно было
видеть
русского орла,
который
«парил» в
вышине под
гром орудий, а
также под
традиционное
«Виват, виват,
виват,
Россия!».
Флагов
национальной
расцветки на
суше не было.
При
открытии
новых
земель русские
землепроходцы
и торговые
компании в
Сибири, на
побережье
Северного
Ледовитого
или Тихого
океанов в XVII-XVIII
веках ставили
(подобно
испанцам и
португальцам
в других
частях
света)
кресты
(возможно,
восьмиконечные
русские).
Позже на
мачтах,
вкопанных в
землю на
вновь
открытом
материке
или острове,
поднимались
Андреевский
или
трехцветный
«коммерческий»
флаги как
знак включения
земель в состав
России. 22
октября Армейские
знамёна и
флотские
флаги на
каждом
победном
триумфе,
которых с 30
сентября При
погребении
Петра
Великого 10
марта Царь-новатор,
перевернув
все в стране,
обновил и
государственную
символику. В
русских
флагах,
созданных
им на рубеже XVII-XVIII веков, были
закодированы
мощные
программные
идеи: 1) в
бело-сине-красном
—
превращение
России в
сильную
морскую
державу; 2) в
золотом
штандарте —
преобразование
её в
качественно
иное
состояние —
в империю; 3) в
«крестовых»
русском
гюйсе и
Андреевском
—
утверждение
её как
христианского
государства. Импульс,
который дал
Пётр
Великий
русской истории,
был
исчерпан
через
двести лет.
Ни один
самодержец
не смел
реформировать
петровскую
символику, и
её обновление
произошло
лишь через
два века. (Артамонов,
В. А. Флаг / В. А.
Артамонов //
Герб и флаг
России. Х-ХХ
века. - М. : Юрид.
лит., 1997. - С. 378 - 419.) После
смерти
Петра I
формирование
государственной
символики
приняло
другое
направление:
в армейскую
униформу
стали
проникать
сопутствующие
цвета, принятые
в Германии, -
черные,
оранжевые,
желтые. Даже
цвета
офицерских
шарфов,
которые раньше
соответствовали
русскому
флагу, в Впрочем,
жизнь
«государственного»
императорского
штандарта
была
малозаметной.
Он, единственный
из флагов,
поднимался
при короновании
Николая I в Бело-сине-красные
цвета,
переданные
Петром I
торговому
флоту,
постепенно
превращались
в народные -
они
украшали
ледяные
горки на
масленицу и
балаганы на
ярмарках, ну
и, конечно,
струги и
баржи на
внутренних
водоемах,
причем
далеко не
всегда в должном
порядке, с
правильным
расположением
полос.
Народная
память
связывала
эти цвета с
Петром I, и
бело-сине-красные
флаги появлялись
всегда при
праздновании
юбилеев этого
царя. 1858
год привел к
крутым
переменам в
цветах русского
флага. Александр II
утвердил
рисунок и
расположение
«гербовых
цветов на
знаменах,
флагах и
других
предметах,
употребляемых
при
торжественных
случаях».
Господствующими
были
признаны
цвета (чёрный,
оранжевый,
белый);
каждый из
этих цветов
возводили к
прежним
царям
(чёрный и
жёлтый - к
Павлу I , белый
или
серебряный -
к Петру Великому
и Екатерине II). «Знаменное»
самодержавие
романовских
цветов
распространялось
на
правительственные
учреждения
и
административно-казенные
здания.
Частные
владельцы
на суше и
воде могли
пользоваться
лишь
бело-сине-красными
флагами.
«Золото,
серебро и
земля», как
официально
истолковывали
чёрно-жёлто-белый
флаг
Александра II, должны
были
принадлежать
только
царям. Гражданское
общество не
считало эти
цвета своими.
При
Александре II
стала
возрождаться
традиция
гербового
знамени -
появился
обычай «строить»
новое знамя
и новую
государственную
печать при
воцарении
нового
императора. На
полотнище
из дорогой
золотой
парчи вышивались
государственный
чёрный орёл
и гербы
вновь
завоеванных
земель. Это
знамя понималось
как символ
единения
«царств, княжений,
племен и
народов,
вошедших в
состав единого
государства
Русского». Чёрно-жёлто-белый
флаг был
государственным
всего 25 лет, с 1858
по «Борьба
флагов»
завершилась
в Праздник
по случаю
коронации
последнего царя
Николая II и
его супруги
Александры
Федоровны –
«праздник
праздников
русского народа»
- проходил в
обеих
столицах и
городах империи
«в море» бело-сине-красных
полотнищ,
протянутых
поперек
улиц и вдоль
фасадов
домов. Вся
февральская
революция (Хорошкевич,
А. Л. Символы
русской
государственности
/ А. Л.
Хорошкевич. -
М. : Изд-во Моск.
ун-та, 1993. - С. 81 - 94.) «В
годы первой
русской
революции и
до начала 1917
года
красное
знамя было
кумачовым,
однотонным,
различных
размеров,
чаще всего
квадратным,
без
надписей и
знаков.
Между Февралём
и Октябрём 1917
года его
размеры увеличились,
цвета
использовались
и вишнёвый, и
малиновый, и
кирпичный;
употреблялись
самые
причудливые
эмблемы,
изображения,
надписи:
либо девизы
и лозунги,
либо
названия организаций.
Это были
скорее
агитационные
полотнища,
призывные
транспаранты.
Так различные
по своим
политическим
ориентациям
организации
старались
завоевать
симпатии трудящихся,
особенно в
период
двоевластия.
После
октября В
июле 1918 года,
когда
принималась
первая Советская
конституция,
был
установлен
официальный
образец
государственного
флага РСФСР. Одной
из первых
учреждённых
советских эмблем
была
эмблема
Красной
Армии –
пятиконечная
красная
звезда с
изображением
скрещённых
плуга и
молота. Эмблема
серпа,
молота и
пятиконечной
звезды не
сразу
перешла из
государственной
печати и
герба на
флаг РСФСР.
Первое
время он состоял
из красного
полотнища с
золотыми
буквами
«РСФСР» или
полной
расшифрованной
надписью
«Российская
Социалистическая
Федеративная
Советская Республика».
Автор
первого
официального
рисунка
флага С.В.
Чухонин, дав
в целом
интересное
решение,
вывел
надпись
славянской
вязью в усложнённом,
стилизованном,
характере.
Нечёткость
и плохая
читаемость
надписи
приводила к
недоразумениям,
тем более
частым, что
флаг этот на
первых
порах был
одновременно
и военным, и
торговым, и
морским. В 1918-1920
годах
Наркоминдел
РСФСР
получил
немало жалоб
на
конфликты,
связанные с
использованием
на
советских
судах
государственного
флага РСФСР.
Советские
моряки
часто поднимали
флаги
произвольных
размеров и
пропорций, с
плохо
различимыми
буквами.
Советское
знамя
путали,
особенно в
плохую
погоду, с
английским
и другими
торговыми
флагами.
Ведь красное
поле имели
флаги Дании,
Швейцарии и
других
стран. Геральдические
«тонкости»
приводили к
международным
торговым
спорам.
Тогда НКИД
РСФСР решил
разработать,
отдельно от
государственного,
два
варианта
морских флагов
– для
торгового и
для
военного
флотов. Началась
длительная
работа по
уточнению эмблематики,
графического
решения и
всего
внешнего
облика
флага. В ходе
обсуждения этого
вопроса
печатью и
научной
общественностью
была
высказана
мысль о
целесообразности
замены
буквенной
надписи на
флаге
серпом и
молотом. В 1922
году, когда
Страна
Советов
превратилась
в союз
братских
национальных
республик, красный
стяг стал
государственным
флагом
Союза
Советских
Социалистических
Республик. В
верхнем
углу (у
древка) нового
флага СССР
были
помещены
золотые
серп и молот,
а затем и
пятиконечная
звезда. Официально
Государственный
флаг СССР был
принят в 1923
году. (Мамаев,
К. К. Флаги
рассказывают
/ К. К. Мамаев. –
Л. : «Аврора», 1972. – 112
с.) «27
ноября В
дальнейшем
были
установлены
единые флаги
для армии
(красный
флаг с
большой
красной
звездой в
центре с
золотым
кантом),
военно-морского
флота (белое
полотнище с
красными
пятиконечной
звездой,
серпом,
молотом и
голубой полосой
вдоль
нижней
кромки) и
военно-воздушных
сил (на
голубом
поле
золотое
солнце с четырнадцатью
лучами,
красной
звездой на нем
и «орлиными
крыльями» с
пропеллером
под ним –
Аэродромный
флаг
авиационных
отрядов). В 1940
году были
учреждены
боевые
переходящие
Красные
знамёна,
вручавшиеся
лучшим воинским
частям. Во время Великой Отечественной войны На
лицевой
стороне
боевых
знамён
образца 1926
года,
которые
продолжали
вручать во
время войны,
красная
звезда
обрамлялась
надписью
«Верховный
Совет СССР»,
на
оборотной
были
Государственный
герб и
государственный
девиз
«Пролетарии
всех стран,
соединяйтесь!»,
а также
номер и название
воинского
соединения.
На знамёнах образца
1942 года новый
девиз «За
нашу Советскую
Родину»
сменил
старый, а
красная
звезда заменила
Герб СССР. На
лицевой
стороне
гвардейских
знамен образца
1941 и 1942 годов был
изображён
В. И. Ленин с тем
же новым
девизом и
названием
государства
– СССР, на
оборотной –
надпись
«Смерть немецким
захватчикам!»,
название
гвардейского
соединения и
изображение
знака
гвардии (на
образце 1943 года).
Конечно,
военная
тактика
середины ХХ
века и
плотность
огня
исключали
атаки с флангами
или
знамёнами,
но случаев,
когда они поднимали
стойкость
бойцов, было
много. Приведем
только два
примера. 21
августа . В 1945 году триумфом
советской
символики
стали два события
–
водружение
Знамени Победы над
Рейхстагом
и Парад
Победы в
Москве 24 июня Командование
Третьей
ударной
армии 1-го Белорусского
фронта
учредило
девять
флагов
(«знамен») для
водружения
над
Рейхстагом.
Кроме них
штурмовые
группы
изготовили
большое
количество
флагов и
флажков для
установки
их у входов,
на окнах и
колоннах
этого
здания.
Готовились
они в
полевых
условиях,
как и другие
победные
флаги,
водружавшиеся
в
освобождённых
от врага
населённых
пунктах. 30
апреля 20
июня 24
июня В
СССР
бело-сине-красные
цвета
начали частично
возвращаться
после 1945 года.
После Великой
Победы над
фашизмом
держава
казалась настолько
прочной, что
появилась
идея «оттеснить»
республиканскую
национальную
специфику. Было
решено «уйти»
и от
монотонности
флагов
союзных
республик,
тем более
что на
больших
расстояниях
разобрать
их названия
в углу
красных
полотнищ
было
практически
невозможно. В
СССР был
найден
оригинальный,
не встречавшийся
ранее прием:
было решено
ввести на 1/4 или
1/3 от красного
поля флагов
полосы
национальных
расцветок
для флагов
союзных
республик. 20
января С 1949 по 1953
год по
заданному
образцу
большинство
республик
ввели белые,
синие и
зеленые
полосы в
свои
красные
флаги. Последним,
9 января После
распада
СССР флаг
(как и герб),
существовавший
в
Российской
империи до 1917
года,
получил
вторую
жизнь.
Однако социалистическая
символика
не исчезла
полностью
Специальных
указов об
отмене
Красного
знамени,
Золотых
звёзд, Серпа
и Молота, а также
гербов СССР
и РСФСР не
было
принято. Российская
армия
сохранила
свои
Красные знамена
и
пятиконечную
звезду.
Город Москва
обрёл своё
новое
Красное
знамя с
изображением
всадника,
поражающего
копьём дракона.
В
преддверии
президентских
выборов, 15
апреля (Артамонов,
В. А. Флаг / В. А.
Артамонов //
Герб и флаг
России Х-ХХ
века. - М. : Юрид.
лит.,1997. - С. 484 - 496.) По
решению
Государственной
думы и
Президента
Россия
вступила в
ХХI век и
третье тысячелетие
с
бело-сине-красным
Государственным
флагом. Расположение
полос на
нашем флаге
имеет глубокий
смысл. Красная,
как кровь,
полоса
обозначала
человеческий
мир, синяя –
мир
небесный, а
белая –
божественный.
Именно так
когда-то
представляли
себе
устройство
мира
древние
русичи. Но
можно и
по-другому
объяснить
присутствие
трёх цветов
на нашем
флаге.
Красный и
белый
издавна
были
любимыми
цветами на
Руси. Всё, что
считалось
красивым,
называли
красным. Всё,
что было
честным,
справедливым,
делалось по
правде,
называлось
белым. Синий
же цвет – это
не только
цвет неба, но
и цвет воды –
рек, озёр,
морей. А их на
территории
нашей страны
великое
множество.
|