|
|
|
|
ГИМН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН
Одобрен
Советом
Федерации 20
декабря 2000
года
Президент
Российской
Федерации В.
Путин Музыка
А. В.
Александрова
Стихи
С. В.
Михалкова Россия –
священная
наша
держава, Твоё
достоянье
на все
времена! Припев: Славься,
Отечество
наше
свободное, Братских
народов
союз
вековой. Предками
данная
мудрость
народная! Славься,
страна! Мы
гордимся
тобой! От южных
морей до
полярного
края Раскинулись
наши леса и
поля. Одна ты на
свете! Одна
ты такая – Хранимая
Богом
родная
земля! Припев Широкий
простор для
мечты и для
жизни Грядущие
нам
открывают
года. Нам силу
даёт наша
верность
Отчизне. Так было,
так есть и
так будет
всегда! Припев История
гимна ««Гимн»
- слово
греческого
происхождения,
оно
означает
«торжественную,
хвалебную
песнь». В Европе
гимны
зародились
в античные
времена. В
Древней
Греции их
пели хором.
Иногда их исполняли
поэты,
сопровождая
декламацию
стихов
игрой на
лире (кифаре).
Нередко
гимн сопровождался
и танцами. В
гимнах люди
обращались
к богам: они
восхваляли
божество,
излагали
мифы о нём.
Просили о
помощи. До
нас дошли
тексты
гимнов,
автором
которых
считается
великий
древнегреческий
поэт Гомер.
Известны и
другие
гимны
античных поэтов.
В греческой
мифологии
существовала
даже муза
гимнов –
Полигимния. В
христианской
церкви гимны
появились в III-IV вв.
Это были
религиозные
песнопения
на библейские
тексты.
Христианские
гимны славили
Христа и
святых.
Крупнейшим
гимнотворцем
был
причисленный
к лику
святых
Иоанн Дамаскин
(VII-VIII вв.). Мелодии
его гимнов
до сих пор
звучат во время
православных
богослужений.
Первым
национальным
гимном
считается
революционная
песня в
честь
Вильгельма
Оранского,
возглавившего
в середине XVI в.
борьбу
Нидерландов
за
освобождение
страны от
испанского
владычества.
Другие
государственные
гимны ведут
своё начало
от XVIII-XIX вв., и
происхождение
их различно.
В одних случаях
это
молитвенная
песнь, в
других – военный
марш или
революционная
мелодия. Но
все они
постепенно
становились
неотъемлемыми
символами
своих стран.
Торжественные
звуки гимна
сплачивали
нацию,
вселяли в
неё чувство
гордости за свою
Родину,
вдохновляли
народ на
новые свершения.
В
Древней
Руси
торжественные
церемонии всегда
проходили
под
церковные
песнопения.
В эпоху
Петра I
зазвучали
торжественные
канты –
светские
гимны,
исполнявшиеся
на
церковный
манер. Празднование
побед
сопровождалось
виватными
кантами (от
слова «виват!» -
«да здравствует!»),
среди
которых
были,
например,
такие: «Виват,
Россия,
именем
преславна!» и
«Радуйся, российский
орле
двоеглавый!». В XVIII веке в
торжественных
случаях
исполнялся
и церковный
гимн «Тебя, Бога,
хвалим».
После
заключения
Ништадтского
мира со
Швецией в 1721 году
его пел, стоя
на коленях,
сам Пётр
Великий. Этот
гимн звучал
во время
молебнов, в
дни именин
членов
Императорской
семьи, при
коронации
русских
государей. При
Петре
появился
также
военный
марш, который
стал первым
неофициальным
гимном России.
Преображенский
марш Марш
гвардейского
Преображенского
полка обрёл
в русской
армии
большую
популярность.
Мы не знаем
точно, когда
и кем он был
создан,
известно
лишь, что это
произошло в
эпоху Петра
Великого.
Военные
марши с
этого времени
стали
неотъемлемой
частью
существования
русской
армии. Марши
воодушевляли
войско,
сплачивали
воинов
перед лицом
врага, придавали
бодрости
солдатам.
Под звуки
марша они
устремлялись
в штыковую
атаку, марши
исполнялись
на парадах и
торжественных
церемониях. При
Петре были
созданы и
полковые
оркестры. С Каждый
полк
гордился
своим
маршем, но
особую
известность
приобрёл
марш
Преображенского
полка,
который
стал
главным
военным маршем
России.
Музыка
начиналась
резким аккордом,
а затем
накатывалась
на
слушателей
лавиной
подобно
штыковой
атаке, то
затихая, то
возникая
вновь. Марш
удивительно
красив, его великолепный
музыкальный
рисунок
обеспечил
ему долгую и
славную
жизнь. В Пойдём,
братцы, за
границу Бить Отечества
врагов. Вспомним
матушку-царицу, Вспомним,
век её каков! Славный
век
Екатерины Нам
напомнит
каждый шаг; Те поля,
леса, долины, Где бежал
от русских
враг… Под
этот марш
русская
армия в (Пчёлов,
Е. В.
Государственные
символы
России –
герб, флаг,
гимн :
учебное
пособие / Е. В.
Пчёлов – М. :
Русское
слово – РС, 2002. –
С. 110 - 115) Преображенский
марш звучал
не только
во время
военных
парадов. Его
слушали и во
время
праздничных
событий, на
ежегодных
юбилеях
военных побед.
На парадах,
торжественных
выходах
царских
особ, на
посольских
приёмах
Преображенский
марш
выполнял в
каком-то
отношении функции
гимна. Сейчас
мелодию
марша
Преображенского
полка
по-прежнему
можно
услышать в
исполнении
военных
оркестров.
Он остался
главным
военным
маршем
России. «Гром
победы,
раздавайся!» В
конце XVIII века
в России
было
создано два
музыкальных
произведения,
которые
также
исполнялись
во время
торжественных
церемоний.
Одна из этих
мелодий
впервые
прозвучала
в апреле 1791
года в Таврическом
дворце во
время
грандиозного
бала, посвящённого
выдающейся
победе
русской армии
в войне с
Турцией (1787-1791). В
декабре 1790
года
русские
воины под
руководством
А. В. Суворова
совершили
беспримерный
подвиг:
взяли
считавшуюся
неприступной
турецкую
крепость
Измаил и
уничтожили
30-тысячную
турецкую
армию. Бал
был устроен
светлейшим
князем Г. А.
Потёмкиным-Таврическим.
В момент
появления
императрицы
Екатерины
Великой 300
певцов и музыкантов
грянули
марш-полонез.
По первой
строке
стиха он
назывался «Гром
победы», но
иногда его
именовали
по припеву:
«Славься сим,
Екатерина!» Гром
победы,
раздавайся! Веселися,
храбрый
росс! Звучной
славой
украшайся! Магомета
ты потряс! Припев:
Славься сим,
Екатерина! Славься,
нежная к нам
мать! Воды
быстрые
Дуная Уж в руках
теперь у нас; Храбрость
россов
почитая, Тавр под
нами и
Кавказ. Уж не
могут орды
Крыма Ныне
рушить наш
покой; Гордость
низится
Селима, И
бледнеет он
с луной. Стон
Синая
раздаётся Днесь в
под
солнечной
везде; Зависть и
вражда
мятется И
терзается в
себе… (Голованова,
М. П.
Государственные
символы России:
научно-популярное
издание для
детей /
М. П. Голованова,
В. С. Шергин ; ил.
Р. И.
Маланичева,
О. К. Пархаева,
А. Н.
Позиненко. –
М. : РОСМЭН –
ПРЕСС, 2004, - С. 132 - 133) Авторами
этого марша
были поэт Г. Р.
Державин (1743-1816)
и
композитор
О. А.
Козловский
(1751-1831).
«Гром победы,
раздавайся!»
потерял
свою популярность
после
появления
новых
национальных
гимнов, но
остался в
истории
одним из
неофициальных
гимнов
России. По
сути, это был
гимн
русского
дворянства.
«Коль
славен наш
господь в
Сионе…»
Другой гимн,
созданный
также в
90-годах XVIII
столетия,
считался
русской
духовной
песней. Его
написали
известный
поэт того
времени и
одновременно
важный
чиновник,
куратор
Московского
университета,
действительный
тайный советник
поэт Михаил
Матвеевич
Херасков (1733-1807) и
композитор,
ставший
классиком
хоровой музыки,
с 1796 года
управляющий
Придворной
певческой
капеллой,
Дмитрий
Степанович
Бортнянский
(1751-1825). Вместе
они создали
такой гимн:
Гимн
привлекал
сердца
людей
прежде
всего необычайно
искренним
обращением
к Богу. В тексте
гимна
использовано
много слов,
понятных
людям,
знакомых с
церковными
обрядами и
христианской
культурой.
Так,
например, Сион
– это
название
холма в
Иерусалиме,
где,
согласно
Библии, жил
царь Давид. Однако
для
верующих
Сион был
обозначением
вечного
царства
Бога на
земле и на
небе. Возвышенная,
отличающая
необыкновенной
чистотой
мелодия не
может не
волновать
всех, кто
любит
музыку, в
какую бы
эпоху они ни жили.
Гимн
Хераскова и
Бортнянского
получил громадную
популярность.
Он
звучал во
время
церковных
праздников
и крестных
ходов, на
парадах,
исполнялся
ежевечерне
в армии. Его
играли
также при
некоторых
военных
церемониях:
при
погребении
генералов,
высших офицеров,
умерших на
службе, при
производстве
юнкеров в
офицеры и т.д. (Голованова,
М. П.
Государственные
символы России:
научно-популярное
издание для
детей /
М. П. Голованова,
В. С. Шергин ; ил.
Р. И.
Маланичева,
О. К. Пархаева,
А. Н.
Позиненко. –
М. : РОСМЕН –
ПРЕСС, 2004. – С. 135 - 136) «Боже,
царя храни!» Крупнейшим
событием
русской
истории стала
Отечественная
война 1812 года
против наполеоновского
нашествия
на Россию. В
событиях
войны ярко
проявились
героизм,
мужество,
патриотизм
и
беззаветная
любовь всех
слоёв
общества и
особенно
простых
людей к
своей
Родине.
Девятнадцатое
столетие
всколыхнуло
национальное
самосознание
русских
людей. Это
стало одной
из причин
написания
новых
гимнов,
прославляющих
самую
большую в
мире
империю. В
марте 1814 года русские
войска
вступили в
Париж.
Русская армия
освободила
не только
Отечество,
но и всю
Европу. Имя
России
гремело
повсюду.
Толпы
парижан
встречали
российского
императора
Александра I
как героя. В 1813
году в
Санкт-Петербурге
была
исполнена «Песнь
русскому
царю» на
мелодию
английского
гимна «Боже. Храни
короля!».
Слова этой
«Песни»
написал известный
поэт,
переводчик,
учёный-филолог
А. Х. Востоков
(1781-1864) . Мелодия
английского
гимна со
словами на
русском
языке «Прими
побед венец,
Отечества
отец, Хвала тебе!»
стала
звучать во
время
приветствия
российского
императора. В 1815
году
знаменитый
русский
поэт и
переводчик
Василий
Андреевич
Жуковский (1783 -1852) написал и
опубликовал
в журнале
«Сын
Отечества» стихотворение
под
названием
«Молитва русских»,
также
посвящённое
императору
Александру I. Возможно,
стихотворение
Жуковского
было написано
на основе
оригинального
английского
текста. На
это
указывает,
по крайней мере,
первая
строка «Боже,
царя храни!»:
«Боже, храни
короля!». Вот
полный
текст этого
стихотворения:
Боже,
царя храни! Славному
долги дни Дай на
земли! Гордых
смирителю, Слабых
хранителю, Всех
утешителю Всех
ниспошли!
В
начале 1816 года
«молитву
русских»
исполнили на
параде в
Варшаве при
официальном
прибытии
императора
Александра I. Самодержец
распорядился
исполнять
«Молитву
русских»
полковым
оркестрам
при встрече
императора.
Так в 1816 году
гимн
приобрёл
официальный
характер. 19
октября 1816
года на
торжественной
церемонии,
посвящённой
годовщине
Царскосельского
лицея, вновь
прозвучал
гимн
Жуковского
на
английскую
музыку. Молодой
Александр
Сергеевич
Пушкин,
тогда ещё
лицеист,
дополнил
гимн двумя
куплетами:
Однако
как
официальный
пушкинский
текст никогда
не
исполнялся.
Почти 20 лет в
Российской
империи
официально
использовали
мелодию
английского
гимна. Император
Николай I
неоднократно
обращался к
вопросам
совершенствования
российской
государственной
символики,
придания веса
монархическим
символам. В 1833
году, после
возвращения
Николая I из
Австрии и
Пруссии, где,
очевидно,
неоднократно
звучала
мелодия
английского
гимна при
приветствии
российского
императора,
он
обратился к
композитору
Алексею
Фёдоровичу
Львову (1798-1870) с
предложением
попробовать
написать «гимн
Русский». После
одобрения
музыки
императором
первый
официальный
государственный
гимн России
прозвучал 11
декабря 1833
года в Большом
театре в
Москве.
«Народная
русская песнь»
была
исполнена
оркестром и
всей труппой
театра. Хор
составили
около 400
человек. Следующее
исполнение
гимна
состоялось 25
декабря 1833
года при
освящении
знамён и
присутствии
высоких
воинских
чинов в Зимнем
дворце в
Санкт-Петербурге,
во время торжественного
празднования
годовщины изгнания
из России
«великой
армии»
Наполеона. Вскоре
последовал
приказ: «На
парадах,
смотрах,
разводах и
прочих
случаях
вместо употребляемого
ныне гимна,
взятого с
национального
английского,
играть
вновь
сочинённую
музыку». 30
августа 1834
года на
дворцовой
площади в
Санкт-Петербурге
был открыт
монумент –
Александровский
столп – в
честь
победы
Александра I
и всего
русского
народа над Наполеоном
в войне 1812
года.
Торжественное
его
открытие
сопровождалось
парадом
войск, перед
которым
впервые в
столь
официальной
обстановке
исполнялся
гимн «Боже,
царя храни!». С
тех пор гимн
Львова
звучал
везде: и в
армии, и при
дворе
императора,
и во время
гражданских
торжеств.
Музыка
гимна стала
быстро
известна в
Европе. Боже, царя
храни! Сильный,
державный, Царствуй
на славу, на
славу нам! Царствуй
на страх
врагам, Царь
православный,
Боже,
царя, царя
храни! Боже, царя
храни! Славному
долги дни Дай на
земли, дай на
земли! Гордых
смирителю, Слабых
хранителю, Всех
утешителю – Всё
ниспошли! Перводержавную
Русь
православную,
Боже,
царя, царя
храни! Царство
ей стройное, В силе
спокойное. Всё ж
недостойное
Прочь
отжени! О
провидение, Благословение
Нам
ниспошли,
нам
ниспошли! К благу
стремление, Счастье,
смирение, В скорби
терпение Дай на
земли! Мелодия,
ставшая
гимном
Российской
империи,
была самым
известным
произведением
Львова. Он
был
награждён
императором:
получил
драгоценную
табакерку с
бриллиантами.
Слова
этого гимна
принадлежат
поэту Жуковскому,
который
предоставил
уже почти
имеющийся
текст,
изменив его
под мелодию.
Жуковский
написал
Львову: «Наша
совместная
двойная
работа
переживёт
нас долго.
Народная песня,
раз раздавшись,
получив
право
гражданства,
останется навсегда
живою, пока
будет жив
народ, который
её присвоил.
Из всех моих
стихов, эти
смиренные
пять,
благодаря
Вашей
музыке,
переживут
всех братий». (Голованова,
М. П.
Государственные
символы России: научно-популярное издание для
детей / М. П.
Голованова,
В. С. Шергин ; ил.
Р. И. Маланичева,
О. К. Пархаева,
А. Н.
Позиненко –
М. : РОСМЭН –
ПРЕСС, 2004. – С. 137 - 142) Россия
знала ещё
несколько
мелодий,
ставших, по
сути, её
неофициальными
гимнами.
Одна из них принадлежит
гению
русской
музыки М.И.
Глинке,
автору
оперы «Жизнь
за царя»,
посвящённой
подвигу
костромского
крестьянина
Ивана Сусанина,
ценой своей
жизни
спасшего
царя Михаила
Романова. Премьера
оперы с
триумфом
прошла в
ноябре 1836 года.
Особую
любовь
публики
снискало
исполнение
знаменитого
«Славься»
великолепным
хором в финале
оперы, в
сцене, когда
народ
величает на Красной
площади
нового царя
Михаила
Романова. Однако
после
октября Возобновили
оперный
спектакль в В
начале XX в.
появился
ещё один
очень
известный
марш, который
тоже стал
своего рода
гимном страны.
Это марш
«Прощание
славянки».
Его сочинил
военный
музыкант,
дирижёр и
композитор
В. И. Агапкин
(1884-1964) под
впечатлением
начавшейся
в Марш
полюбился,
он звучал и в
Первую
мировую
войну, и в
гражданскую,
и годы
Великой Отечественной
войны. Под
звуки марша
«Прощание славянки»
уходили 7
ноября Прослушать
марш
«Прощание
славянки» «Марсельеза»
и
«Интернационал»
В
феврале В
России
«Марсельеза»
воспринималась
как революционная
песня. В Отречёмся
от старого
мира! Отряхнём
его прах с
наших ног! Нам
враждебны
златые
кумиры; Ненавистен
нам царский
чертог!.. «Рабочая
Марсельеза»
широко
зазвучала
после
февраля В
январе 1918 года
в
Таврическом
дворце в
Петрограде
открылся
Третий
всероссийский
съезд
советов,
делегаты
которого
стоя слушали
новый гимн
республики
–
«Интернационал».
«Интернационал»,
как и
«Марсельеза»,
был создан
во Франции.
После
разгрома
Парижской
коммуны в 1871 году
поэт и
революционер
Э. Потье (1816-1887) написал
текст этой
песни. Позже
композитор-любитель П.
Дегейтер (1848-1932)
положил
стихи на
музыку.
Впервые
«Интернационал»
был
исполнен в
Вставай,
проклятьем
заклеймённый,
Весь мир
голодных и
рабов! Кипит наш
разум
возмущённый
И в
смертный
бой вести
готов. Весь мир
насилья мы
разрушим До
основанья, а
затем Мы наш, мы
новый мир
построим, Кто был
ничем, тот
станет всем. Припев (2
раза) Это есть
наш
последний И
решительный
бой, С
Интернационалом
Воспрянет
род людской!.. На 4
съезде
РСДРП в С «Интернационал»
оставался
гимном
Советского
Союза до (Пчёлов, Е.
В.
Государственные
символы
России –
герб, флаг,
гимн:
учебное
пособие / Е. В.
Пчёлов. – М. : Русское
слово – РС, 2002. –
С. 125 - 131.)
«Союз
нерушимый» В
ночь на 1
января В Предпочтение
было отдано
тексту
поэта С. В. Михалкова
и
журналиста
Г. А.
Эль-Регистана
(Уреклян) (1899-1945).
После
неоднократной
доработки
текст гимна
был
утверждён.
Автором
музыки был
композитор
А. В.
Александров.
Александров
сочинил
также
музыку к
маршу
«Священная
война»,
ставшему
музыкальным
символом Великой
Отечественной
войны. Музыка
гимна была
создана им
ещё в Славой
овеяна, Волею
спаяна, Крепни и
здравствуй
во веки
веков, Партия
Ленина, Партия
Сталина, Мудрая
партия
большевиков!
Теперь
у гимна
появились
новые слова. 14
декабря Союз
нерушимый республик
свободных Сплотила
навеки
Великая
Русь. Да
здравствует
созданный
волей
народов, Единый,
могучий
Советский
Союз!
Припев:
Славься,
Отечество
наше
свободное, Дружбы
народов
надёжный
оплот! Знамя
советское,
знамя
народное Пусть от
победы к победе
ведёт! Сквозь
грозы сияло
нам солнце
свободы, И Ленин
великий нам
путь озарил. Нас
вырастил
Сталин – на
верность
народу, На труд и
на подвиги
нас
вдохновил. Припев. Мы армию
нашу
растили в
сраженьях, Захватчиков
подлых с
дороги
сметём! Мы в
битвах
решали
судьбу
поколений, Мы к славе
Отчизну
свою
поведём! Припев. В
середине 1940-х
гг.
развернулась
работа над созданием
гимнов всех
союзных
республик. В том
числе
предполагалось
создание
гимна РСФСР.
В качестве
первоначального
текста были
взяты стихи
С. П. Щипачёва
(1898-1979): В грозах
окрепла
Россия
родная, Смелый,
могучий
взрастила
народ, Правдой
великой
весь мир
озаряя, В силе и
славе идёшь
ты вперёд… Музыку
к этому
тексту
писали
многие
композиторы,
в том числе Б.
Астафьев, С.
Прокофьев, Д.
Шостакович.
Всего было
создано 97
вариантов.
Дорабатывался
и текст. Однако
гимн так и не
был
официально
утверждён. РСФСР
единственная
среди
республик
Советского
Союза не
имела
собственного
гимна. Со
второй
половины 1950-х
гг. гимн СССР
стал
исполняться
без текста. В Союз
нерушимый
республик
свободных Сплотила
навеки
Великая
Русь. Да
здравствует
созданный
волей
народов, Единый,
могучий
Советский
Союз! Припев: Славься,
Отечество
наше
свободное, Дружбы
народов
надёжный
оплот! Партия
Ленина –
сила
народная Нас к
торжеству
коммунизма
ведёт! Сквозь
грозы сияло
нам солнце
свободы, И Ленин
великий нам
путь озарил. На правое
дело он
поднял
народы, На труд и
на подвиги
нас
вдохновил! Припев В победе
бессмертных
идей
коммунизма Мы видим
грядущее
нашей
страны, И
Красному
знамени
славной
Отчизны Мы будем
всегда
беззаветно
верны! Припев Новая
редакция
текста и
музыки гимна
была
утверждена
Президиумом
Верховного
Совета СССР 27
мая (Пчёлов, Е.
В.
Государственные
символы
России –
герб, флаг,
гимн:
учебное
пособие / Е. В.
Пчёлов. – М. : Русское
слово – РС, 2002. –
С. 131 - 133) С
распадом
СССР в
начале 1990-х
годов
перестал звучать
и гимн
страны. В 1944 году мелодию «Национального гимна» Глинки обработал композитор М. М. Вагриновский (1885-1966) для Всесоюзного радиокомитета. С тех пор гимн часто звучал по радио под названием «Патриотическая песня». Прослушать гимн. Государственный
гимн России
с 1990 года звучал
в обработке
композитора
Р. К. Щедрина (р.
1932) как гимн
Российской
Федерации
без слов. Государственный
Федеральный
закон о гимне
РФ
утвердила
Государственная
Дума, 20 декабря
– Совет
Федерации, а 25
декабря 2000
года его
подписал Президент
Российской
Федерации
В. В. Путин. С
одной
стороны, это
перекличка
со старинным
«Боже, царя
храни!». С
другой
стороны, в
гимне
даётся
прямое
указание на
то, что
высшие силы
хранят не
только
руководителя
государства,
но и всех
граждан, всё,
что
находится на
нашей земле.
Возвращение
в
Государственный
гимн
Российской
Федерации
слов о Боге –
великий
исторический
шаг,
признание
того, что
культура
народов,
населяющих
нашу Родину,
корнями
своими
погружена в
веру в Него, в
надежду на
Него, в
любовь к
Нему.
Государственный
гимн вобрал
в себя
богатейший
опыт
мировой и
отечественной
гимнографии.
Он стал
действительно
достойным
гимном, с
которым
Россия
вступила в 21
век. (Голованова,
М. П.
Государственные
символы России:
научно-популярное
издание для
детей / М. П.
Голованова,
В. С. Шергин ; ил. Р. И.
Маланичева,
О. К. Пархаева,
А. Н.
Позиненко. –
М. : РОСМЭН-ПРЕСС,
2004. – С. 152 - 154) |
|
|