История кружевоплетения в Орловской губернии Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе, в Италии, не ранее второй половины XV века, а позднее распространилась по всей Европе. В Россию этот вид рукоделия пришёл в конце XVII века, и первоначально кружево являлось украшением одежды высшей знати. Этот промысел возник в помещичьих мастерских, где крестьянки с детских лет обучались плетению на коклюшках, копируя в основном западноевропейские образцы. Но русские мастерицы не остановились на слепом копировании. Со временем была создана богатейшая самобытная традиция, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приёмов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре. В конце XVIII – начале XIX века существовало множество помещичьих фабрик, где сотни девушек с утра до вечера сидели за пяльцами, вышивая узоры белой гладью, строчкой и тамбуром, или плели на коклюшках кружева из тончайших привозных драбанских ниток. Наряду с помещичьими фабриками в ряде русских городов и пригородных слободах зарождались очаги кружевных промыслов. В первой половине XIX века кружева плели на продажу в Калязине, Торжке, Белозерске, Ельце, Мценске, Белеве, Скопине, Михайловске, Рязани, Серпухове, Балахне. Вещей XVIII века Орловской губернии сохранилось очень мало. Среди них полотенце из города Орла: оно закончено тонким сцепным краем с узором в виде свисающих кустов с цветами. Это типичное русское кружево конца XVIII или начала XIX столетия, выплетенное с большим мастерством. Полотнянка без скани и слабо развитая решетка – отличительные черты времени. В Орловской губернии своим кружевом были известны три города – Орёл, Елец, Мценск. Кружево плели не только во Мценске и Мценском уезде. Существовал промысел в Орле, для церкви и на заказ выплетали изделия в монастырях Болхова, а Елец был давним соперником. В самом городе Ельце мастериц было немного, но городские мещанки являлись лучшими плетеями. Вокруг города в радиусе 30 км распространилось кружевоплетение. Наиболее развито оно было в семи ближайших областях — Суворовской, Ламской, Врорнецкой, Верхнее-Дрезгаловской, Становлянской, Казацкой и Соловьевской. За ними как бы второй пояс – Стегаловская, Афанасьевская, Извольская, Большебоевская, Каменская области. Третий пояс – Ястребинская, Предтеченская, Богатоплатовская, Сергиевская, Краснопаленская и Черновская области. В 1880-е и 1890-е годы промысел расширялся территориально, увеличивалось число кружевниц: в 1915 году их насчитывалось уже 24615 человек. Занимались кружевоплетением и в подгорном Знаменском монастыре. В ближайших слободах оно стало основным женским занятием. Кружево плели по заказам, плели и само по себе, продавая сработанное тут же, в Ельце, на женском базаре. Главными заказчиками были торговки кружевом. Они доставляли новые рисунки. Так занесли сюда с севера из Вологодской губернии сцепное кружево. Число узоров непрерывно росло, их к концу XIX века насчитывалось более двухсот, но подлинно елецкие — многопарные, в которых иногда требовались сотни коклюшек, постепенно плести перестали. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое. В конце XIX века елецкое кружевное производство по своему объему и занимало в России первое место. Его расцвет в смысле единства стиля и достоинств плетения относится к 1870-1880-м годам. По числу занятых в промысле мастериц в 30300 человек и объему продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 году. Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» – очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В конце XIX столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки». Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. В большинстве узоров требовалось 20 пар коклюшек, в некоторых же – более 100. В конце XIX века в Мценске появляются общераспространенные «клюни», гипюры и другие модные типа кружева, затем и «русский валансьен». Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться.