На Орловщине ковры появились во второй половине XIX века. Ковровым промыслом сначала занимались мастерицы Ливенского, Малоархангельского, Мценского, Орловского уездов. В зависимости от назначения ковры имели свой рисунок и технику изготовления. Санные ковры отличались ярким крупным геометрическим и растительным узором, «насундучники» – небольшими цветочными узорами. Настенные ковры – с насыщенными цветовыми орнаментами. Изделия в основном ткали гладкие, но встречались и ворсовые. Ковроткачество Орловщины тесно связано с традициями свадебного торжества. При выкупе невесты родственники жениха рассматривали приданое невесты, в котором обязательно должен быть ковер. Его выносили напоказ всему селу и по нему судили о самой невесте. Затем ковер передавался в комнату молодых как предмет быта и украшения. Свадебные ковры ткались на вертикальном станке, в технике простого переплетения нитей. Все виды ковров вырабатывались на вертикальных или горизонтальных станках из шерсти домашнего прядения. Красили пряжу тоже сами, используя натуральные красители из коры дуба (черный цвет), коры березы (желтый цвет)… Позднее начинают использовать анилиновые красители. Санные и сундуковые ковры ткали из отдельных кусков, затем их сшивали между собой. Настенные ковры ткали большими прямоугольниками 1,5х1,5 м или 2х2 м. Их композиция была следующая: цветочная рама, ритмически повторяющийся мотив, в центре ковра яркий букет большого размера. В таких коврах использовалось до тридцати шести оттенков цветов. Постепенный тоновый переход элементов орнамента создавал впечатление объемности. Кроме «цветочного» орнамента в ковроткачестве применяли геометрический орнамент: ромбы, зигзаги, полоски, клетки. В старых коврах узор из цветных ромбов выполнялся без фона, позже появляется черный фон и на нем ромбы красного, зеленого, малинового, желтого, оранжевого, голубого, синего цвета. Большого распространения орловские ковры не получили, несмотря на то, что занимались ковроткачеством практически все районы Орловщины.