Знаменита на Орловщине, плешковская игрушка зародилась в д. Плешково в 17 веке и стал одним из древнейших промыслов центра России. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась «плешь» — плешина, оттого и название осталось — Плешково. Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина в этих местах замечательная: сверху — желтая, поглубже — серая, а еще поглубже - белая с искорками блестящих вкраплений слюды, легкая в работе. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Исстари лепили плешковцы на гончарном круге посуду, кубаны для молока и кваса, а для души и для продажи на ярмарке изготавливали игрушки - свистульки. «Посуду делали, что звон», — вспоминают старожилы, «а детям на потеху да себе на радость делали свистульки с чистыми звонкими трелями». Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская миниатюра является патриархальной, самобытной, так как ей удалось сохранить удивительную простоту и монументальную форму. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов. Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали «Свистунью». Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Продолжают традиции плешковского промысла народные мастера Фроловы. Они предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — «травня» (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение Сюжеты игрушки традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу. Плешковская игрушка объехала полмира. Она экспонировалась на ярмарках народных ремесел, на фольклорных фестивалях, проходивших в крупных городах России, на выставках в Германии, Франции, Италии, Норвегии, Финляндии, США и в других странах. Самые крупные музеи закупили плешковскую игрушку. Во многих музеях можно встретить плешковскую игрушку, это: Тульский художественный музей, Смоленский музей-заповедник, Красноярский городской музей, Загорский музей игрушки (в Сергиевом посаде), Орловский областной краеведческий музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в г. Москве, Новосибирский областной краеведческий музей, Новосибирская картинная галерея, Гессенский музей кукол (Германия). В собрании Русского музея есть несколько игрушек из деревни Плешково Ливенского района Орловской области. Они исполнены в 1960-е года мастерицей Александрой Михайловной Иваниловой, перенявшей это искусство от своей матери. Любимые персонажи Иваниловой - барыни, всадники, коровы, петухи, причем все они свистульки. Игрушки грубоваты и примитивны по лепке и росписи, но обладают особой выразительностью, позволяющей узнать руку этой мастерицы. Корова Иваниловой приземистых пропорций, на толстых коротких ножках, с упругим гладким телом, подчеркнутой грудью. Вскинутая голова с поднятыми и сведенными рогами; глаза и нос - отверстия, проколотые палочкой, - придают изображению комичное выражение гордого упрямства. Фигурка барыни невелика по размерам. Форма ее близка к цилиндрической, несколько суженной в середине - для обозначения талии. Левая рука, прижатая к телу, примазана отдельно. Правая же, как бы поднятая в неопределенном жесте, является одновременно свистком, скрытым в теле фигурки. Три дырочки на плоском лице передают глаза и рот. Маленькую головку окружает ряд зубчиков, что означает уложенную в кольцо косу. На платье барыни по белому фону глины ритмично положены пятна темно-красного, лилово-коричневого и сине-голубого цвета. Среди пятен разбросаны косые кресты с кружочками на концах. И по рисунку, и по цвету они близки типичным орнаментам крестьянских кубовых набоек. Роспись исполнена ощипанным гусиным пером анилиновыми красками или самодельными - из листьев растений, тертого кирпича, разведенных чернил. Краски легко легли на поверхность игрушки и отчасти впитались в поры слабо обожженной глины. В середине 80-х годов нашего столетия один из самых старинных промыслов - плешковский - начал угасать. Мастерицы умерли, не оставив учеников. Молодежь плешковскими игрушками не интересовалась. Свою лепту в развитие плешковской и чернышинской игрушки внесла народный мастер России Н.Н. Фролова. Она сумела привнести свое, расширила типологию и содержание традиционной орловской глиняной игрушки. Жительница города Ливны, высокая статная красавица Наталья Фролова, попробовала вылепить игрушку и почувствовала, что получается. Вместе с мужем Александром Викторовичем деятельно взялась за возрождение промысла. Еще жива была Александра Михайловна Иванилова, преподавшая им драгоценные уроки народного творчества. Фроловым удалось постичь тайны старинного ремесла, придать своим работам тот колорит, который был присущ плешковской народной культуре. Главная задача, которую поставили перед собой Фроловы,- выявить особенности самой глины, ее фактуру, ее тона. Глина после обжига приобретает светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делает ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Фроловы создавали игрушки самых разных форм и размеров, пока они не обрели высокую жизнеспособность и полнокровность, стали нарядными и красивыми, сильно расширился круг сюжетов. Фроловы переехали в Орёл. Наталья Николаевна вместе с дочерью Аней лепят теперь чернышинскую игрушку. Плешковские игрушки делают Александр Викторович и сын Саша. А на ливенской земле традиции плешковского промысла продолжили Ольга Чкур и Ольга Лежепекова.