Верейский Орест Георгиевич

(1915 – 1993 гг.)

 

Верейский О. Г. – художник-иллюстратор, народный художник СССР (1983 г.), лауреат Государственной премии СССР (1978 г.). Действительный член АХ СССР (1983 г.), член-корреспондент АХ СССР (1958 г.).

Орест Верейский родился в 1915 г. в селе Аносово Сычёвского уезда Смоленской губернии. Его отец – Георгий Семенович Beрейский был выдающимся художником-графиком, большим мастером портрета и пейзажа. Мать – детская писательница Елена Николаевна Верейская, дочь историка Н. И. Кареева. До 1922 г. О. Верейский жил в селе Аносово.

В 1936-1938 гг. он становится вольнослушателем Ленинградской академии художеств. Именно в Ленинграде происходит творческое становление Верейского как художника. Здесь его наставником, кроме отца, был художник и педагог А. А. Осмёркин. В 1940 г. О. Верейский переехал жить и работать в Москву.

В годы Великой Отечественной войны работал в редакции газеты «Красноармейская правда», где встретился и подружился с  писателем и поэтом А. Т. Твардовским.

Орест Верейский известен своей книжной графикой. Он иллюстрировал произведения «первого ряда», составлявшие в те времена основу, стержень массового чтения. Именно глазами Ореста Верейского видел советский читатель «Василия Тёркина», «Тихий Дон», «Поднятую целину», «Анну Каренину», фадеевский «Разгром» и героев Хемингуэя. На фоне такой фундаментальной работы «детский» список художника значительно скромнее. Это книги, выпущенные «Детиздатом» ещё до войны (о полярных лётчиках, пограничниках, о Феликсе Дзержинском), стихи С. Я. Маршака, повести В. П. Катаева и рассказы М. М. Пришвина. Как Пришвин, он очень любил природу и среди главных достоинств и неотъемлемых условий создания настоящей книжной иллюстрации называл, прежде всего, «культуру рисунка».

Орест Георгиевич Верейский, помимо иллюстраций к новеллам и повестям, также написал портрет писателя М. М. Пришвина, который хранится в Дунино – музее-усадьбе М. М. Пришвина. Работа выполнена в виде карандашного рисунка в 1948 г., однако от этого она не является менее значимой. Портрет Пришвина писался с натуры, о чём свидетельствуют записи в личном дневнике писателя. Размер полотна небольшой – 39,5х48. Написанный Верейским портрет несёт в себе художественную и биографическую ценность.

Видное место в творчестве О. Верейского занимала станковая графика. Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все в 1955 г.), Финляндии (1957 г.), Исландии (1958 г.), США (1960 и 1963 гг.).

О. Г. Верейский умер 2 января 1993 г. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

 

Иллюстрация к книге «Зелёный шум»   Иллюстрация к книге «Зелёный шум» Иллюстрация к книге «Зелёный шум»   Иллюстрация к книге «Зелёный шум» Иллюстрация к книге «Зелёный шум»

 

Список литературы

Книги, иллюстрированные О. Г. Верейским

Пришвин, М. М. Зелёный шум [Текст] / М. М. Пришвин. – Москва : Молодая гвардия, 1949. – 490 с.

 

О художнике-иллюстраторе

Махашвили, Г. Правдивые иллюстрации к правдивым словам [Текст] Г. Махашвили // Юный художник. – 2005. – №5. – С.30-31.

***

Константинова, Е. «Нужны десятилетия, если не столетия, чтобы интеллигенция возродилась» [Текст] / Е. Константинова // Орловская правда. – 1992. – 25 августа. – С. 3.