Фаворский
Владимир Андреевич
(1886 –1964 гг.).
Фаворский
В. А. родился в Москве в 1886 г. Рано он стал приобщаться к изобразительному
искусству. «Я начал рисовать, – вспоминал художник, – потому, что рисовала
мать, а она рисовала потому, что дед был художником. Дед и мать были
художниками, таким образом создалась художественная линия в семье». Когда
мальчик подрос, он начал посещать вечерние занятия по скульптуре в
Строгановском училище, а в 1903-1904 гг. его определяют в художественную школу
К. Ф. Юона. Почти два года (1906–1907 гг.) Фаворский прожил в Мюнхене, где
учился в частной художественной академии Холлоши и слушал лекции по искусству в
Мюнхенском университете. В эти же годы он путешествует по Италии, Австрии,
Швейцарии.
В
1907-1912 гг. художник учится на искусствоведческом отделении Московского
университета и в 1913 г. защищает дипломную работу «Джотто и его
предшественники». В 1911 г. Фаворский впервые участвует на XVIII выставке Московского товарищества
художников, на которой экспонирует деревянную скульптуру «Шахматы», а уже в
1912 г. на XIX
выставке
того же товарищества – гравюры на дереве.
С
той поры начинается стремительное движение художника по пути освоения и
развития искусства ксилографии. Творческое наследие Владимира Андреевича
поражает размахом и многообразием. Великий график выступал и как незаурядный
живописец, скульптор, монументалист, театральный художник, и как теоретик
искусства, и как педагог, но прославила Фаворского прежде всего книжная
графика. В этой области искусства Владимир Андреевич создал столько шедевров,
что трудно поверить в очевидный факт – это дело рук одного человека.
В.
А. Фаворский иллюстрировал новеллы Мериме (1927-1934 гг.), Данте (1933 г.),
«Гамлета» (1940 г.), и «Сонеты» Шекспира. В 1949 г. он иллюстрировал книгу
«Роберт Бёрнс».
Многочисленные
циклы гравюр создал Фаворский к произведениям русской литературы. Его
иллюстрации к «Рассказам о животных» Л. Толстого (1929-1931 гг.), к
повести Н. Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» (1930-1931 гг.)
поражают мастерством художника, который, не нарушая стойкости повествования,
даёт насыщенную образную характеристику жизненного явления.
Им
были сделаны циклы гравюр на дереве к «Слову о полку Игореве» (1950 г.),
«Маленьким трагедиям» и «Борису Годунову» А. С. Пушкина, за которые в 1962 г.
был удостоен Ленинской премии.
В. А. Фаворский иллюстрировал и книги М. М. Пришвина. Это ксилографии, сделанные к рассказам «Кащеева цепь» и «Жень-шень» (1933 г.). Его иллюстрации всегда дают обильную пищу для размышлений, выражают самостоятельный взгляд художника на действительность и, в свою очередь, являются оригинальными графическими произведениями высокого достоинства. Надо сказать, что М. М. Пришвин был знаком с В. А. Фаворским и был о нём очень высокого мнения. В своём дневнике от 10 мая 1930 г. он запишет: «Владимир Андреевич Фаворский – какой славный человек».
Почти всю творческую жизнь знаменитый иллюстратор преподавал в Высших художественно-технических мастерских, в Полиграфическом институте, Институте Изобразительных искусств, Институте декоративного и прикладного искусства.
Список литературы
О художнике-иллюстраторе
Алянский
Ю. В мире графики [Текст] / Ю. Алянский // Рассказы о Русском музее. –
Ленинград, 1988. – С. 32-34.
Смольников
И. Рождение чуда [Текст] / И. Смольников // Мастерская солнца. – Ленинград,
1990. – С. 127-136.
***
Бакуменко
В. М. Маленькие шедевры большого мастера [Текст] /В. М. Бакуменко
//Библиотековедение. – 2005. – № 1. – С. 65-68.
Богатырёва
Н. Близкий к Микеланджело [Текст] / Н. Богатырёва //Читаем вместе. – 2009. - №
1. – С.38.
Галанов
Б. Е. Чёрным по белому [Текст] / Б. Е Галанов // Детская литература. – 1987. -
№ 4. – С. 51-54.
Кудрявцева
Л. Преданья старины глубокой [Текст] /Л. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. –
1994. – № 5. – С. 64-68.
Липатов
В. Простота героики [Текст] : о художнике-иллюстраторе Фаворском /В. Липатов//
Литература. – 1999. - № 7. – С. 14-15.
Трофимов
В. Штрих и слово [Текст] : К 100-летию со дня рождения В. А. Фаворского
/В. Трофимов// Библиотекарь. – 1986. – № 3. – С. 58-59.